Людмила Рябова
Дополнительное образование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения.
Публикация «Дополнительное образование в детском саду» размещена в разделах
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Цель кружковой работы - расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности; повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
В нашей группе функционируют следующие кружки:
Кружок «Азбука юного пешехода»
Окружающая ребенком среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица.
Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких,разнообразных машин. Начиная с дошкольного возраста, дети выделяют в потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может себя проявить.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия дорожном движении, и как следствие снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке.
Дети дошкольного возраста особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД не приемлема.
Эти проблемы диктуют необходимость активизации деятельности и детского сада, поиску новых форм и методов обучения, а так же проведение профилактической работы с родителями.
Кружковая работа даст возможность более углубленно решать проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.
Цель программы:
Предупреждение детского дорожного травматизма на основе активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи программы:
Образовательные – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности на дорогах, в условиях ускоряющегося жизненного ритма.
Развивающие - создание оптимальных условия для формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Воспитательные –воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Кружок «Play and Learn English»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. К трем годам мозг человека достигает 80% своего взрослого потенциала. В это время активно формируется база для последующего развития человека. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Это делает возможным использование этих природных факторов в обучении.
С другой стороны возникает проблема быстрой утомляемости детей этого возраста. Однако использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Выстраивая урок в форме театрального представления, на котором дети являются активными зрителями, становится возможным использовать природное средство общего развития ребенка – наблюдение. Использование игры, как основного вида деятельности на уроке, обеспечивают заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимают возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей этого возраста и яркой привлекательной наглядностью. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.
Идея обучения – развитие у дошкольников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных и креативных способностей.
Цель программы – обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно-направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.
Задачи.
Обучающие:
- создание исходной базы для развития речевых способностей;
- формирование навыков и умений самостоятельного решения, простейших - коммуникативно-познавательных задач в устной речи;
- расширение с помощью английского языка представлений ребенка об окружающем их мире и о языке как средствах познания и общения.
Развивающие:
- развитие их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления;
- развитие речевой культуры, а также культуры общения;
- развитие творческих способностей дошкольников в различных областях с использованием иностранного языка.
Воспитательные:
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению нового языка;
- воспитание у дошкольников желания и умения войти в мир иной культуры.
Кружок «В гостях у гнома Эконома»
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А. А. Смоленцевой.
Цель программы:
Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи программы:
Образовательная – формировать у детей знания об экономическом воспитании и развитии.
Развивающая – развивать логическое мышление. Научить систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
Творческая – учить вносить элементы творчества – театральная деятельность, изодеятельность.
Воспитательная - воспитывать любовь к математике, привлекать родителей к диалогу по программе по экономическому развитию дошкольников.
Кружок «Акварельки» направлен на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Кружок «Шире круг» направлен на развитие художественно-творческих способностей, музыкальности и пластичной выразительности.