МААМ-картинки

Дополнительная образовательная кружковая программа «Умный ребенок» для дошкольников

Иночкина Надежда
Дополнительная образовательная кружковая программа «Умный ребенок» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы 3-4

2. Пояснительная записка 5-8

3. Учебно-тематический план 9-11

4. Содержание изучаемого курса 13-38

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 39

6. Список литературы 40

7 Приложения 41-77

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Дополнительная образовательная программа по конструированию «Умный ребенок»

(далее - Программа)

Руководитель программы Иночкина Надежда Николаевна, воспитатель

Организация-исполнитель МАДОУ «Детский сад №42»

г. о. Саранск

Адрес организации

исполнителя г. Саранск ул. Пр. 60лет Октября 23

Цель программы развитие познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Направленность программы Познавательно-эстетическое

Срок реализации программы 1 год

Вид программы

Уровень реализации программы модифицированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

• - умение анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;

• - сравнение предметов по признакам;

• - развитие воображения и творческих задатков;

• -развить умение мыслить, строить догадки и предположения;

• - составлять целое из частей;

• - развитие активной речи и словарного запаса;

-развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

Пояснительная записка

1. Направленность программы.

Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша.

Предлагаемая программа для детей младшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.

2. Новизна программы

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.

Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.

Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для детей младшего возраста: логические блоки Дьенеша.

Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в

достижении цели. Благодаря играм с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.

3. Актуальность программы

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: блоки Дьенеша.

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к

сложному. Это универсальный дидактический материал основан на методе

замещения предмета символами и знаками (методе моделирования,

позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития

детей. Чтобы «разбудить» познавательный интерес ребенка, необходимо

сделать обучение занимательным

Программа «Умный ребенок» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.

4. Отличительные особенности программы.

Занятия по программе «Умный ребенок» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно малыши создают сюжеты, картины из блоков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с блоками Дьенеша.

5. Педагогическая целесообразность программы. Отличительные особенности программы

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка.

Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе «Умный ребенок» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

6. Задачи программы.

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение следовать устным инструкциям;

- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота.

Развивающие:

- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

-Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, речь.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;

- Формировать стремление доводить дело до конца.

- Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

7. Возраст детей – 3-4 года.

8. Срок реализации программы: 1 год

9. Форма детского образовательного объединения: групповая

Режим организации занятий:

Программа рассчитана на проведение 30 занятий с детьми в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2-ой половине дня. Продолжительность занятия:15мин.

Занятия проводятся в игровой форме. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

10. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу года дети должны уметь:

- сравнивать, анализировать, классифицировать;

- знать цвет, форму, размер;

- владеть знаниями в счете, представления о сезонных изменениях в природе;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку, на плоскости и в пространстве;

- уметь пользоваться схемами;

- различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету и толщине;

- уметь классифицировать и обобщать предметы по величине, форме, цвету и толщине;

- составлять целое из частей,

11. Формы и содержание программы кружка «Умный ребенок».

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядность (наличие дидактических материалов);

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);

- «от простого к сложному»(научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, динамических пауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Формы организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой);

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

- групповой (работа в парах);

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

- блоки Дьенеша - 1 коробка на 3 детей.

- схемы для составления изображения

с помощью блоков Дьенеша - 1 на всех

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Наименование

модулей, разделов и тем Количество часов

всего теория практика

кол-во занятий мин.

1 Мониторинг 1 30 5 25

2 Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш) 2 60 мин 10 мин 50мин

3 Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

(Здравствуй карандаш) 2 60 мин 10 мин 50 мин

4 Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

(Здравствуй карандаш) 1 30 мин 5 мин 25 мин

5 Рисуем вертикальные линии.

(Веселый дождик) 1 30 мин 5 мин 25 мин

6 Регулируем нажим на карандаш.

(Дождик тише, дождик громче.) 1 30 мин 5 мин 25 мин

7 Вырезаем ножницами.

(Аппликации Дом для трех поросят) 1 30 мин 5 мин 25 мин

8 Рисуем вертикальные линии.

(Строим забор) 1 30 мин 5 мин 25 мин

9 Регулируем нажим на карандаш

(Разукрашиваем забор) 1 30 мин 5 мин 25 мин

10 Раскрашиваем рисунок

(Цыплята гуляют на лужайке) 1 30 мин 5 мин 25 мин

11 Горизонтальные линии

(Дорожки для автомобилей)

Пунктирные линии

(Чудесный платочек) 1 30 мин 5 мин 25 мин

12 Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (Расчески для куклы) 1 30 мин 5 мин 25 мин

13 Штриховка горизонтальными линиями

(Учимся штриховать) 1 30 мин 5 мин 25 мин

14 Штриховка вертикальными линиями

(Учимся штриховать) 1 30 мин 5 мин 25 мин

15 Штриховка наклонными линиями

(Учимся штриховать)

1 30 мин 5 мин 25 мин

16 Лепка

(Кто приходил к нам на праздник) 1 30 мин 5 мин 25 мин

17 Линии разных направлений

(Мороз рисует узоры на стекле) 1 30 мин 5 мин 25 мин

18 Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

(Украсим рукавички)

1 30 мин 5 мин 25 мин

19 Спираль

(Волшебный клубочек)

2 60 мин 10 мин 50 мин

20 Штриховка

(Заштрихуй рисунок)

1 30 мин 5 мин 25 мин

21 Обрывание бумаги

(Снеговик. Аппликация)

1 30 мин 5 мин 25 мин

22 Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

2 60 мин 10 мин 50 мин

23 Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

1 30 мин 5 мин 25 мин

24 Рисование круглой формы

(Угощение для друзей) 1 30 мин 5 мин 25 мин

25 Рисование круглой формы

(Угощение на тарелочках) 1 30 мин 5 мин 25 мин

26 Рисование круглой формы

(Рисуем веселого снеговика) 1 30 мин 5 мин 25 мин

27 Вырезание ножницами

(Открытка для папы (аппликация) 1 30 мин 5 мин 25 мин

28 Рисование круглой формы

1 30 мин 5 мин 25 мин

29 Вырезание ножницами

(Цветы для мамы (аппликация) 1 30 мин 5 мин 25 мин

30 Линии разных видов

(Украсим шапочки) 1 30 мин 5 мин 25 мин

31 Раскрашивание

(Села птичка на окошко) 1 30 мин 5 мин 25 мин

32 Линии разных видов

(Украсим шапочки) 1 30 мин 5 мин 25 мин

33 Волнистая линия

(Кораблик качается на волнах) 1 30 мин 5 мин 25 мин

34 Графические узоры

(Узоры на коврике) 2 60 мин 10 мин 50 мин

35 Рисование

(Весна, ручейки, солнце ярко светит) 1 30 мин 5 мин 25 мин

36 Штрихуем разными способами 1 30 мин 5 мин 25 мин

37 Лепка

(Мои любимые игрушки) 1 30 мин 5 мин 25 мин

38 Учимся писать цифры (цифра 1) 1 30 мин 5 мин 25 мин

39 Учимся писать цифры (цифра 2) 1 30 мин 5 мин 25 мин

40 Учимся писать цифры (цифра 3) 1 30 мин 5 мин 25 мин

41 Учимся писать цифры (цифра 4) 1 30 мин 5 мин 25 мин

42 Учимся писать цифры (цифра 5) 1 30 мин 5 мин 25 мин

43 Учимся писать цифры (цифра 6) 1 30 мин 5 мин 25 мин

44 Учимся писать цифры (цифра 7) 1 30 мин 5 мин 25 мин

45 Учимся писать цифры (цифра 8) 1 30 мин 5 мин 25 мин

46 Учимся писать цифры (цифра 9) 1 30 мин 5 мин 25 мин

47 Учимся писать цифры (цифра 10) 2 60 мин 5 мин 25 мин

48 Дорисование

(Путешествие божьей коровки)

2 30 мин 5 мин 25 мин

49 Линии разных видов

(Сказочные цветы) 1 30 мин 10 мин 20 мин

50 Рисование по точкам

(Чудная картина) 2 60 мин 10 мин 50 мин

51 Штриховка

(Вот как мы умеем штриховать) 1 30 мин 10 мин 20 мин

52 Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать) 1 30 мин 5 мин 25 мин

53 Мониторинг 1 30 мин 5 мин 25 мин

Итого 60 30ч. 5ч. 25ч.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа по экспериментированию для детей от 5 до 6 лет По познавательной экспериментальной деятельности «Любознайки» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ Пояснительная записка. Старший дошкольный возраст.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная кружковая программа «Умный ребенок» для дошкольников
Опубликовано: 11 января 2025 в 19:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная кружковая программа «Умный ребенок» для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Иночкина Надежда (УИ 1945500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД