Наталья Ковалёва
Программа дополнительного образования для детей старшей группы. Кружкок «Краеведы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка….3
- новизна, актуальность…. 3
- цель программы….3
- задачи программы….4
- отличительные особенности программы…4
- ожидаемые результаты….5
- форм подведения итогов…. 5
2. Учебно-тематический план
-перечень разделов, содержание, методическое обеспечение
(методы и приемы…. 6-10
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования для детей старшей группы, Кружкок „Краеведы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Программа кружка «Краеведы» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и экокраеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. Программа нацелена на развитие у старших дошкольников нравственных качеств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственных способов познания.
Актуальность программы
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важнейших качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Цель программы
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.
Задачи программы
1. Побуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа.
2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, в предметах быта, в названиях улиц).
3. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.
4. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, детскому саду, родной улице, городу.
5. Познакомить детей с наиболее важными событиями в истории Руси, её героями.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа отличается от уже существующих программ тем, что учитывает возрастные особенности и возможности детей среднего дошкольного возраста и строится по четырем направлениям:
- народокраедение;
-экокраеведение.
Направление народокраедение включает в себя :
- приобщение детей к истории русской-народной культуры;
- расширение кругозора детей через «Горницу» созданную силами педагогов и родителями в ДОУ.
Направление экокраеведение включает в себя :
- формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье, городу.
Ожидаемые результаты
• Формирования у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности за судьбу отечества, готовность к его защите.
• Накопление жизненного опыта в своем Отечестве, усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми.
Форма подведения итогов
Итоговое занятие в форме викторины «Колесо истории».
Учебно-тематический план
Тема
Вид занятий Задачи Методы и приемы Дата
проведения
«Путешествие по улицам города»
(экскурсия) Обобщать знания детей об улицах города.
Развивать любознательность, инициативность.
Вызвать у детей Рассказ воспитателя
Беседа с детьми. 1 неделя
«Герб города Бор»
(тематическое) Познакомить детей с гербом города Бор
Развивать интерес к символике города.
Воспитывать способность к творческому самовыражению. Рассматривание герба. Просмотр видеофильма.
Чтение художественной литературы.
Звукозапись «Милый наш Бор» 2 неделя
«Наш город большой и красивый»
(интегрированное) Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.
Развивать умение составлять короткие рассказы по образцу.
Воспитывать чувство гордости за родной город. Рассматривание альбома с иллюстрациями.
Игра «Путешествие по городу».
Игровая ситуация.
Постройка знакомых зданий из конструктора. 3 неделя
«Праздник малая родина» Закрепить знания детей о родном городе. 4 неделя
«Мой папа»
(тематическое) Рассказывать детям о взаимоотношениях между ребенком и отцом.
Развивать интерес к миру взрослых людей.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей семье. Чтение стихов о папе.
Беседа о профессиях пап. 1 неделя
«Моя мама лучше всех»
(беседа – досуг) Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.
Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение е старшим. Беседа о мамах.
Рассказы детей.
Игра «Мамочка»
Работа детей по художественному творчеству
«Подарок маме» 2 неделя
«Бабушка и дедушка в семье»
(комплексное) Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях.
Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение е старшим, стремление помогать им. Рассматривание иллюстраций.
Беседа о старших членах семьи.
Чтение художественной литературы
Игра: «назови ласково» 3 неделя
«Я и моя семья»
(круглый стол с родителями) Учить детей рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми.
Воспитывать у ребенка уважение к себе. Составление рассказа о себе и своей семье.
Предварительная работа с родителями по составлению семейного древа.
Игра: «Назови ласково»
Чаепитие с родителями. 4 неделя
«Посиделки»
(экскурсия в горницу) Учить употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки.
Формировать образную речь.
Воспитывать интерес к народному быту. Рассматривание предметов быта.
Рассказ воспитателя.
Вопросы к детям.
Художественное слово.
1 неделя
«В гостях у хозяюшки»
(экскурсия в горницу) Познакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа.
Развивать у детей интерес к устному народному творчеству.
Воспитывать у детей любознательность. Художественное слово.
Рассказ воспитателя.
Пение песен.
Игровая ситуация. 2 неделя
«Как живут в деревне? Добрые избы»
(интегрированное) Учить детей изображать «лицо» рубленой избы с помощью мазка-бревнышка, украшать её оконцами.
Развивать у детей интерес к жизни на Руси.
Воспитывать интерес к русскому быту. Рассматривание альбома с иллюстрациями.
Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность детей. 3 неделя
«У самовара»
(развлечение) Учить употреблять в разговорной речи знакомые пословицы и поговорки.
Продолжить формировать образную речь.
Воспитывать любовь к русской культуре Игровая мотивация.
Художественное слово (загадки, пословицы, поговорки).
Пение русских народных песен.
Использование предметов русского быта 4 неделя
«Как появился Нижний Новгород»
(тематическое) Познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода.
Развивать интерес возникновения Нижнего Новгорода. Рассказ воспитателя.
Рассматривание альбома, иллюстраций. 2 неделя
«Достопримечательности Нижнего Новгорода»
(комплексное) Продолжать формировать представления о Нижнем Новгороде.
Закреплять знания о достопримечательностях города (кремль, пл. Горького, памятники и т. д.).
Воспитывать любознательность и активность в познании.
Игровая мотивация.
Составление с детьми рассказов о Нижнем Новгороде.
Дидактическая игра: «Узнай памятные места города» 3 неделя
«Путешествие по красивым местам Нижнего Новгорода»
(игра-путешествие) Научить узнавать по фотографиям знакомые места и называть их. Рассматривание иллюстраций.
Беседа с детьми. 4 неделя
«Реки Волга и Ока»
(интегрированное) Сформировать представления о месторасположении Нижнего Новгорода (на слиянии двух рек Волги и Оки)
Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение)
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Игровая ситуация
Слушание рассказа «Наши реки»
Игра: «Путешествие на корабле»
Продуктивная деятельность детей. 1неделя
Викторина «Что, где, когда»
Обобщить знания детей о Нижнем Новгороде Игровая мотивация.
Вопросы.
2 неделя
«Городецкая роспись»
(интегрированное) Знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров.
Развивать желание детей подражать народным мастерам. Рассказ воспитателя о Городецкой росписи.
Продуктивная деятельность детей. 3 неделя
«Русская матрешка»
(игра-путешествие) Познакомить детей с возникновением семёновской матрешки. С трудом мастеров.
Развивать способность к эстетическому восприятию. Игровая мотивация.
Худ. Слово.
Проблемная ситуация.
Игра: «Волшебный сундучок» 4 неделя
«Москва столица нашей Родины»
(тематическое) Познакомить детей с главным городом России – Москвой.
Сформировать представление о Москве как о столице нашей Родины.
Воспитывать патриотические чувства. Беседа.
Рассматривание иллюстраций. 1неделя
«Россия – наша Родина»
(комплексное) Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Рассказ воспитателя о России.
Художественное слово (Стихи о Родине)
Чтение рассказа К. Д. Ушинского о Родине. 2 неделя
«Мы россияне»
(тематическое) Формировать понятие «гражданин».
Продолжать развивать у детей представления о России.
Воспитывать чувство гордости за свою страну. Рассматривание иллюстраций с видами родной природы.
Беседа.
Чтение книги Т. Коти «Моя первая книга о России. 3 неделя
«Государственные символы России»
(тематическое) Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гербе.
Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине. Рассматривание флага и герба России.
Вопросы.
Слушание гимна России.
Чтение стихов о России. 4 неделя
«Что мы знаем о России»
(викторина) Обобщить и систематизировать знания детей о России. Игровая мотивация.
Вопросы.
Игры:
«Жилое – нежилое»
«Когда это было?»
«Узнай наш герб, флаг» 1 неделя
Экскурсия в краеведческий музей города Продолжать знакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа.
Развивать у детей интерес к устному народному творчеству. 2 неделя
Экскурсия в краеведческий музей города Продолжать знакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа. 3 неделя
«Откуда есть пошла земля русская»
(беседа) Дать детям первоначальные знания о первых главных городах Киеве, Новгороде: о работе и отдыхе славян.
Вызвать интерес к истории, уважение к предкам. Рассматривание иллюстраций.
Чтение поэмы А. Блока «Скифы»
Обсуждение поэмы. 4 неделя
«Кто такие славяне?»
(беседа – досуг) Развивать историческую память, представления о доброте и красоте. Рассматривание картин.
Вопросы на закрепления знаний детей. 1неделя
«Боевая слава нашего народа»
(игра – викторина ко Дню Победы) Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.
Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Художественное слово.
Игровая мотивация.
2 неделя
«Богатырская Русь»
(комплексное) Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.
Формировать и воспитывать историческую память. Чтение из отрывка былины «Илья Муромец»
Рассматривание картины «Богатыри»
Беседа. 3 неделя
«Колесо истории»
(викторина) Закрепить знания детей о родном городе, родной стране, русской народной культуре, традициях русского народа. Вопросы
Игровая мотивация. 4 неделя