Ольга Афанасьева
Дополнительная развивающая программа «Веселая сенсорика» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность программы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цель, задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.3. Работа с родителями
1.4. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение.
3.2. Методическое обеспечение
3.3. Список литературы.
Актуальность программы
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа «Веселая сенсорика» (далее Программа) для детей первой младшей группы разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в раннем дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в Программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях. Также Программа направленна на закрепление знаний, полученных на занятиях в образовательной области «Познавательное развитие».
В Программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, с краской, с бумагой, на выкладывание, на нанизывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
1.1. Цель и задачи Программы
Целью Программы сенсорного развития является формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, времени, особых свойств.
Задачи Программы :
- развитие зрительных ощущений : учить различать цвет, форму, величину предмета;
- развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений;
- развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
- обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький»;
- закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине;
- познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями;
- дать представления о чередовании предметов по форме.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы :
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в группе, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для реализации Программы.
Направления программы :
- Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
- Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение,воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
- Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
- принцип единства диагностики и коррекции.
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Методы обучения:
• игровой метод (дидактические игры);
• наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
• практический – показ способов действия с предметами, эксперимент;
• словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение);
• метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
Формы работы:
• игры (дидактические, развивающие, словесные);
• использование мелких игрушек;
• прослушивание аудиозаписи, использование технических средств;
• использование рассказов, стихов, загадок;
• задания для развития мелкой моторики.
Формы организации:
- подгрупповая.
Продолжительность реализации программы.
Данный курс состоит из занятий по 10 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.
1.3. Работа с родителями
1. Провести консультации с родителями на темы:
- «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.»
- «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»,
- «Консультация для родителей «Играем везде»».
2. Подготовить тематический стенд для родителей. Кружок «Умный малыш».
1.4. Планируемые результаты.
- обогащение активного и пассивного словаря детей;
- ориентироваться в 4 цветах, называть их, подбирать по образцу;
- ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
- собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
- различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
- использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка)
- стараться различать на ощупь качество предметов и их называть;
- уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
II. Содержательный раздел
2. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
Месяц Занятие Программные задачи Оборудование, материалы Кол-во занятий
ОКТЯБРЬ
1.«Назови геометрическую фигуру». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
2. «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.
3 «Сортировка» Развивать у детей восприятие в связи с визуальными представлениями. Шары разного цвета.
НОЯБРЬ 1.«Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры Дидактическая игра «Геометрическое лото»
2. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.
3.«Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Парные шумящие коробочки.
4.«Огоньки ночью».
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.
ДЕКАБРЬ 1.«Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Поднос с однотонным цветным дном, крупа.
2.«Шарики»
Учить подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.
3.«Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
ЯНВАРЬ 1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Дидактическая игра «Игрушки».
2. «Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Счетные палочки.
3. «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
ФЕВРАЛЬ 1. «Воздушные шары». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Грецкие орехи.
3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски
светлых и темных оттенков.
4. «Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Игрушки зайцы, сенсорный куб с изображением
геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. 2
МАРТ 1. «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей. 2
2. «Строим башню». Обучение соотнесению по величине четырех предметов. Строительный материал: кубики.
3. «Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
4. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».
АПРЕЛЬ 1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.
2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о шести цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. «Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине. Деревянные кубики. 2
МАЙ 1.«Короткий – длинный». Развивать навыки различать понятия «длинный» и «короткий» в построении фигур из палочек. Счетные палочки
2.«Рисунок». Приучать выкладывать с помощью счетных палочек различные фигурки, действовать по представлению, развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. Картинки – домик, забор, флажок, цветок; счетные палочки.
Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов, посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение:
- разные виды ткани;
- разнообразные крупы, грецкие орехи;
- бельевые прищепки;
- цветной картон, цветная бумага;
- гуашевые краски, кисти, непроливайки;
- наборы геометрических фигур объемные и плоскостные;
- демонстрационный материал;
- дидактические игры;
- трафареты с геометрическими фигурами, животными;
- картинки – домик, забор, флажок, цветок;
- счетные палочки.
3.2. Методическое обеспечение программы :
Методика проведения групповых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе прохождения Программы реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
2. Игровые приемы (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, логического мышления).
3. Практический метод (выполнение работ на заданную тему).
4. Наглядный метод ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, демонстрационного материала)
3. 3 Список рекомендуемой литературы:
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. - М., 2012
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
4. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
5. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.