Светлана Пестрикова
Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад № 6»
«Страна детства»
дополнительная программа по работе с родителями
в младшей группе»
Выполнила воспитатель:
Кочнева С. В.
Содержание
Пояснительная записка… 3
1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ…. 5
2. Дифференцированный подход к работе с родителями….6
3. Формы и методы работы с родителями…. 7
Заключение… 12
Публикация «Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Список литературы…. 13
Приложения…. 14
Пояснительная записка
Дошкольными учреждениями ведется большая работа в сфере сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Цель нашей программы : раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Поэтому главными задачами работы были :
- Организация взаимодействия семьи и ДОУ (формировать доверительное и доброжелательное отношение между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями);
- изучить дифференцированный подход к работе с родителями (обобщить представление родителей об индивидуальных особенностях своих детей, использовать их в процессе семейного воспитания);
- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями (способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальной особенностям своего ребенка).
1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания. Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Индивидуальные беседы с родителями;
3. Индивидуальные беседы с детьми;
4. Консультации для родителей;
5. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.
6. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.
7. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
8. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
3. Формы и методы работы с родителями
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей (см. Приложение1, как и уже утвердившиеся в этой области традиционные и нетрадиционные, рассмотрим некоторые из них:
Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Наша жизнь день за днем»; «Наши родители советуют»; «Чем занимались ваши дети сегодня” - различного рода объявления, режим, меню, стенгазеты и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.
В разделе “Советы и рекомендации” под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.
Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы стенда можно посвятить следующим темам: ”Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе”, “Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду” и т. д. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые”, “Скоро в школу” и т. п., а так же выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями - «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»;
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки, консультации. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.
Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Родительские собрания обычно проходят традиционно - доклад воспитателя
какую-то тему и обсуждение организационных вопросов.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп, логопеды психологи, медицинский персонал и т. д., для того чтобы родители могли задать волнующие их вопросы.
Деловые игры - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, родители, члены родительского комитета и др. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов.
Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
Использованные выше перечисленные активные формы и методы работы с родителями в ДОУ используются очень широко.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы себя оправдывает.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Наша программа
имеет календарно-тематический план работы с родителями :
Сентябрь “Мы стали старше!
1. Организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 3-4 лет.
2. Консультация «Особенности кризиса 3-х лет». Повышение педагогической культуры родителей.
3. Встреча за круглым столом «Составление паспорта семьи».
4. Анкетирование «Роль семьи в воспитании мальчиков и девочек». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
5. Беседа «Как научить ребенка здороваться».
6. Консультация «Режим дня. Это важно или нет». Повышение педагогической культуры родителей.
Октябрь “Развиваем творчество вместе с мамой и папой!”
1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа и ОРВИ.
2. Консультация «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка.
3. Оформление стенда «Наше творчество». Ознакомление родителей с работами детей.
4. Вечер вопросов и ответов «Что такое творчество и как его нужно развивать»? Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь в вопросах воспитания детей.
5. Беседа «Если ребенок часто устраивает истерики». Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
6. Консультация «Развитие творчества в игровой деятельности дошкольников». 7. Практикум для родителей «Оригами-средство познавательного и личностного развития ребенка». Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и личностного развития детей посредством художественного конструирования из бумаги в технике оригами.
Ноябрь “Я и моя семья!”
1. Оформление стенда «Несколько советов по воспитанию внуков и внучек».
2. Беседа «Роль семьи в формировании двигательной активности ребенка». Обогащение педагогических знаний родителей.
3. Консультация «Воспитание ребенка в семье». Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей в семье.
4. Вечер вопросов и ответов «Мудрые советы для отдыха с детьми».
5. Встреча за круглым столом посвященная дню Матери». Создать благоприятную атмосферу для общения родителей и детей. Развивать позитивное взаимоотношение работников дошкольного учреждения и родителей.
6. Анкетирование «Ваша роль в воспитании ребенка».
Декабрь “Самое главное здоровье!”
1. Консультация «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма». Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Оформление красочных приглашений на Новогодний утренник. Активизировать родителей в работу группы.
3. Беседа «Веселые выходные». Повышение педагогической культуры родителей.
4. Индивидуальные беседы «Новогодние костюмы». (советы по изготовлению, пошиву)
5. Анкетирование «Здоровый образ жизни».
6. Деловая игра «Конфликтные ситуации: профилактика и способы разрешения». Решение различных педагогические ситуации.
7. Родительское собрание «Береги здоровье смолоду!»
Январь “Речевое развитие детей!”
1. Групповое родительское собрание ««Роль семьи в речевом развитии ребенка 3- 4 лет».
2. Консультация «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности».
3. Памятка «Особенности развития речи детей 3-4 лет».
4. Беседа «Речь ребенка – средство общения и познание окружающего мира». Повышение педагогической культуры родителей. Практическая помощь родителям по воспитанию и обучению детей.
5. Оформление стенда «Как занятия с ребенком сделать приятными и полезными». Ознакомление родителей с основными факторами и условиями успешного проведения занятий с ребенком дома.
Февраль “Игрушки всякие нужны, игрушки всякие важны!”
1. Вечер вопросов и ответов «Вместе с мамой, вместе с папой поиграть хочу». Выявление вопросов у родителей по данной теме и поиск ответов на них.
2. Консультация «Игрушки в жизни ребенка». Повышение педагогической культуры родителей.
3. Оформление папки - передвижки «Игра- ведущий вид деятельности детей». Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь в воспитании детей.
4. Беседа «Детское хочу и родительское снисхождение». Повышение педагогической культуры родителей.
5. Консультация «Социализация детей через игровую деятельность». Повышение педагогической культуры родителей.
6. Совместное игровое развлечение «Играем в подвижные игры». Активизация родителей в участии спортивных мероприятий.
Март “Много знаем и умеем!”
1. Консультация «Самообслуживания - основной вид труда младшего дошкольника». Активизация педагогических знаний родителей.
2. Встреча за круглым столом «Личные беседы». (по запросу родителей) Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь в вопросах воспитания детей.
3. Групповое родительское собрание «Изо деятельность в жизни ребенка».
4. Беседа «Взаимодействие ребенка в социуме». Повышение педагогической культуры родителей.
5. Оформление стенда «Мамочка милая, мама моя!»
6. Оформление выставки творческих работ детей «Подарок для мамы». Демонстрация умений и навыков, знаний детей.
Апрель “Литературная ярмарка!”
1. Оформление стенда «Рекомендации родителям по чтению детской художественной литературы». Ознакомление родителей с задачами программы воспитания в детском саду образовательной области «Чтение художественной литературы»
2. Консультация «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти». Повышение педагогической культуры родителей.
3. Беседа «Значение художественной литературы на воспитание детей 3-4 лет». Формирование единого подхода к познавательно-речевому развитию детей.
4. Встреча за круглым столом «Литературная викторина по сказкам». Развивать у родителей интерес к воспитанию детей посредством художественной литературы.
5. Памятка «Читаем вместе». Повышение педагогической культуры родителей.
Май “Вместе весело играть!”
1. Консультация «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».
2. Анкетирование «Вы – воспитатель». Развитие взаимодействия родителей с работниками ДОУ.
3. Оформление стенда «Безопасность на игровых площадках». Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
4. Групповое родительское собрание «Чему мы научились за год».
5. Беседа «Правила поведения детей на прогулке». Теоретическая помощь родителям в воспитании детей.
Заключение
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять воспитатель с родителями детей.
Список литературы
1. Горшенина В. В., Самошкина И. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М. : Глобус, 2007.
2. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М. : Айрис-пресс, 2003.
3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт. -сост. Глебова С. В. – Воронеж, 2007.
4. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002
5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И Мусиенко. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
6. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009
9. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М. : ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
10. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006.
11. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И. О. Пастухова. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
12. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М. И. Кондакова. М. : Педагогика, 1972.
13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. : Издательский центр “Академия”, 1999.
14. Содержание, формы и методы работы с родителями : Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.