Алла Голудина
Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской по лепке «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая
программа творческой мастерской
«Удивительное рядом»
Направленность: художественно-эстетическое развитие - лепка
Возраст детей: 2-3 года
Срок реализации: 1 учебный год
Автор: воспитатель А. А. Голудина
Введение
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской по лепке „Удивительное рядом“» размещена в разделах
- Лепка. Программы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления привитие ручных умений и навыков. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Именно занятие лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития мелкой моторики рук.
Благодаря лепке, малыш познает формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести. Теперь он понимает, например, что снеговик – это не просто какая-то непонятная фигура, а это 3 шара, слепленные между собой.
Лепка – это прекрасный способ развития мелкой моторики, усидчивости, восприятия, воображения и интеллекта. Она обогащает сенсорный опыт малыша, помогает в работе со стрессом, агрессией.
Поэтому важно уже с раннего возраста регулярно заниматься этим полезным творческим делом.
Нормативно-правовые документы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительное рядом» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Программа «Развитие образования НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».
Устав НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» и другие локальные акты (положения, приказы) ДОУ.
Основная образовательная Программа дошкольного образования НРМ ДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
Направленность: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительное рядом» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает знакомство дошкольников с основными приемами лепки из пластилина через формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Актуальность программы : Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительное рядом» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в художественно-эстетическом развитии – лепке. Особое внимание при проведении творческой мастерской уделяю наблюдению за окружающим миром, которое способствует планомерному переходу одной деятельности в другую (от наблюдения к лепке, и учит детей правильно относится к объектам природы, к себе и людям как к части природы.
Новизна программы заключается в реализации комплексного подхода к обучению дошкольников состоит из двух блоков: наблюдение и лепка. Программа составлена с учетом образовательных возможностей, имеющихся в учреждении «Уголка природы». В ходе занятия дети углубляют свои познания о окружающем мире и взаимосвязях в ней, знакомятся с техникой лепки.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на приобщение каждого ребенка к познавательному развитию, применение полученных знаний, умений и навыков в художественно-эстетической деятельности.
Данная программа является образовательной, развивающей.
Уровень освоения программы – базовый.
Возраст воспитанников - 2 года.
Форма обучения – очная.
Форма занятий – групповая.
Наполняемость группы – 8 человек.
Срок реализации – 1 учебный год.
Количество занятий – 1 раз в 2 недели.
Продолжительность занятия – 10 минут.
Цель и задачи реализации Программы
Цель программы : Развитие у детей младшего дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия через познания окружающего мира.
Задачи программы :
Обучающие:
Обучить техническим приемам работы с пластилином.
Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира.
Обогатить словарный запас обучающихся, на основе использования соответствующей терминологии.
Развивающие:
Пробудить интерес к творческой активности через индивидуальные способности каждого ребёнка.
Развить практические умения, навыки и мелкую моторику рук;
Развить эстетическое восприятие и творческое воображение;
Развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к художественно-эстетическому развитию.
• Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.
• Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
• Привить бережное и внимательное отношение к окружающему миру.
Учебно-тематический план
Программа реализуется в течение учебного года с октября по май.
Реализация программы осуществляется один раз в две недели, по средам, во вторую половину дня. В работе использовала 2 блока образовательной деятельности.
1 блок Программы – наблюдение за объектами живой и неживой природы, проходит в неурочное время, во время прогулки и образовательной деятельности в режимных моментах. Для развития речи использовала художественное слово.
2 блок Программы – образовательная деятельность проходит по художественно-эстетическому развитию – лепка.
Занятия проводятся на основе познавательно – игровой деятельности.
Тема / Цель
1. «Яблоко» Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность.
2. «Листья на деревьях» Учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху.
3. «Северный полюс» Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность.
4. «Снежиночки – пушиночки» Закреплять умение детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху.
5. «Сосульки» Закреплять умение отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями, выкладывать жгутики прикрепляя друг к другу.
6. «Ёлочка нарядная» Продолжать учить отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать маленькие шарики и расплющивать их.
7. «Зайка» Учить детей раскатывать скалочной пластилин, вырезать формочкой фигурку зайки, дорисовывать стеклом: глаза, рот, усы.
8. «Котик» Закреплять умение у детей раскатывать скалочной пластилин, вырезать формочкой фигурку зайки, дорисовывать стеклом: глаза, рот, усы.
9. «Камешки» Учить детей делить стеком целого куска на части, сплющивание их.
10. «Рыбки» Продолжать у детей развивать умение отщипывать от целого куска пластилина, расплющивать их двумя пальцами, прикреплять к рисунку (Накорми рыбок).
11. «Бабочки» Закреплять умение детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность.
12. «Гусеница» Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из несколько шариков (скреплять их).
13. «Солнышко» Учить самостоятельно отщипывать кусочки пластилин от целого, раскатывание жгутиков двумя пальцами, прикрепление их к контуру рисунка.
14. «Радуга-дуга, поле дождя» Учить раскатывать жгутики разные по цвету, длине, одинаковые по толщине.
15. «Весенние цветы» Закреплять умение отщипывать небольшие комочки пластилина, скатывать маленькие шарики и расплющивать их.
Форма работы:
Основной формой организации образовательной деятельности является проведение групповых занятий по освоению основ лепки.
Программой предусмотрена практическая форма проведения занятий.
Теоретическая часть занятия включает в себя объяснение нового материала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций).
Практическая часть занятия – приобретение и отработка навыков работы с материалами и инструментами, освоение различных технологических приемов и техник работы с пластилином, создание детьми собственных творческих продуктов. Теоретический материал может излагаться как на отдельном этапе занятия, так и в процессе практической деятельности.
Структура проведения занятий:
Коммуникативная игра.
Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
Подвижные или дидактические игры.
Планирование работы.
Гимнастика для пальцев и кистей рук.
Практическая работа.
Анализ работы.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения дошкольники
будет знать:
сенсорные свойства и качества предметов окружающего мира;
свойства пластического материала (пластилина, понимать, какие предметы можно из него вылепить;
технические приемы (делить, расплющивать, придавливать) работы с пластилином;
правила безопасности труда и личной гигиены;
будут уметь:
создавать коллективное творчество;
работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;
будут сформированы:
эстетическое восприятие и творческое воображение, творческая активность через индивидуальное раскрытие художественных способностей;
навыки работы в группе, культура общения.