Валентина Акуленкова
Дополнительная образовательная программа кружка «Пластилинография»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
ПРИНЯТ0 УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Заведующая д/с «Сказка»
Протокол № ___ ___
от «» ___20__г. Л. В. Заика
Приказ № ___ от «» ___20__г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Пластилинография»
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Содержание программы
Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка „Пластилинография“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Содержание программы…. 2
2. Пояснительная записка…. 3
3. Педагогическая целесообразность…. 3
4. Цель и задачи программы….…4
5. Учебно-тематический план ….4
6. Краткое содержание программы …. 5
7. Ожидаемые результаты ….6
8. Методическое обеспечение программы …. 7
9. Педагогический контроль и аттестация обучающихся…. …. 8
10. Материально техническое обеспечение…. 8
11. Литература для педагогов и родителей ….9
2
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность людей очень многогранна. Один из видов изобразительной деятельности, доступный и интересный детям - лепка из пластилина. Художественная лепка позволяет решить широкий круг образовательных, воспитательных, развивающих задач. Занятия лепкой - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают приемами, техникам работы с пластичным материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительно-художественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в процессе созидательной деятельности своё видение окружающего мира. Занятия пластилинографией развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; расширяют кругозор, воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание материалов и их возможностей. Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Освоение служит целостному развитию ребенка, стимулирует различные сферы психики: эмоционально-волевую, сенсорную, интеллектуальную и способствует раскрытию индивидуальности ребенка
. Актуальность данной программы заключается в том, что работа с пластичным материалом в разнообразных техниках помогает развивать мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, его речевого развития, побуждает творческую активность ребенка и фантазию.
Новизна дополнительной образовательной программы рассчитана для обучения детей с более раннего возраста, дети имеют возможность в течение трех лет заниматься изобразительной деятельностью. Использование современных материалов позволяет организовать занятия по лепке с детьми разного уровня развития, создавать ребенку яркие, привлекательные, современные работы, поддерживать интерес к занятиям длительное время. Педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы – это пластилинография. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в дошкольном возрасте и к использованию разнообразных 5 приёмов : выполнение декоративных «налепов» разной формы, отщипывание, надавливание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём размазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой. Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластилинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательные, образовательные задачи : ребёнок учиться познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.
3
Цель программы : стимулировать развитие творческих способностей через работу с пластилином.
Задачи программы :
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер
. - Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе. - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Учебно-методический план.
№ Наименование разделов и тем. Всего часов Теория Практика
1 Вводное занятие. 1 1 0
2 Дары осени. 8 2 6
3 Мои любимые фрукты. 8 2 6
4 Ехали мы, ехали. 10 3 7
5 Здравствуй новый год. 8 2 6
6 Домики бывают разные. 8 2 6
7 Сказочное дерево. 8 2 6
8 С праздником! 7 1 6
9 Кто любит в лужице купаться? 6 1 5
10 Цветочная фантазия. 6 1 5
11 Подведение итогов. Работа на свободную тему. 2 1 1
12 Итог 72 18 54
4
Краткое содержание программы обучения.
Тема№1. Вводное занятие.
/ Теория: Правила техники безопасности. Ознакомление учащихся с содержанием программы на год.
Тема№2. Дары осени.
Теория: Демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов. Практика: Раскатываем пластилин в жгутики и укладываем на рисунок путём равномерного расплющивания. «Осенняя веточка», «Чудо дерево», «Подсолнух», «Горох».
Тема№3. Мои любимые фрукты.
Теория: Обучение детей располагать пластилиновые шарики по схеме.
Практика: Выбор цвета пластилина. «Вишенка», «Апельсин», «Смородина», «Виноград».
Тема№4. Ехали мы, ехали.
Теория: Демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точности передачи формы предмета, его строения и частей. «Весёлый вертолёт», «По реке плывёт кораблик», «Машинка», «Паровозик», «Танк».
Тема№5. Здравствуй новый год.
Теория: Освоение техники пластилинография.
Практика: Учить детей создавать композицию на основе готовых элементах. «Игрушки на ёлке», «Конфеты», «Мячик», «Еловая веточка со свечой» .
Тема№6. Домики бывают разные.
Теория: Демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов. Практика: Учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, пёрышки и т д.) «Домик», «Улитка с ракушкой», «Ёжик на пеньке», «Черепаха».
Тема№7. Сказочное дерево.
Теория: Освоение техники пластилинография.
Практика: Учить детей покрывать пластилином сложное по форме изображение используя природный материал. «Берёзка», «Дерево с конфетами», «Листочки на дереве».
Тема№8. С праздником.
Теория: Демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: Равномерное размазывание пластилина по форме рисунка. «Торт для мамы», «Кулич», «Яйцо».
Тема№9. Кто любит в лужице купаться.
Теория: Освоение техники пластилинография.
Практика: Учить детей создавать композицию на основе готовых элементах. «Лягушка», «Утка с утятами», «Поросёнок».
Тема№10. Цветочная фантазия.
Теория: Демонстрация образцов. Создание композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
Практика: Раскатываем пластилин в жгутики и укладываем на рисунок путём равномерного расплющивания. «Кактус», «Тюльпан», «Ваза с цветами».
Тема№11. Подведение итого. Работа на свободную тему.
Теория: Обсуждение «Чему мы научились за год?»
Практика: «Вот что я умею».
5
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети должны знать и уметь:
Знать: Приёмы надавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца. Освоить правильную постановку пальца. Освоить приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
Уметь: Работать на ограниченном пространстве не выходя за контур рисунка. Размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Использовать несколько цветов пластилина.
Тематический план занятий кружка «Пластилинография»
Тема занятия Количество часов
Правила техники безопасности. 1
Осенняя веточка 2
Чудо дерево 2
Подсолнух 2
Горох 2
Вишенка 2
Апельсин 2
Смородина 2
Виноград 2
Весёлый вертолёт 2
По реке плывёт кораблик 2
Машинка 2
Паровозик 2
Танк 2
Игрушки на ёлке 2
Конфеты 2
Мячик 2
Еловая веточка со свечой 2
Домик 2
Улитка с ракушкой 2
Ёжик на пеньке 2
Черепаха 2
Берёзка 3
Дерево с конфетами 3
Листочки на дереве 2
Торт для мамы 3
Кулич 2
Яйцо 2
Лягушка 2
Утка с утятами 2
Поросёнок 2
Кактус 2
Тюльпан 2
Ваза с цветами 2
Вот что я умею 2
Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий:
работа по подгруппам.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
2. Основной
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу педагога
- Научиться действовать по словесному указанию педагога
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Методические рекомендации при работе с пластилином.
-Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой изпод крана, (но не заливать кипятком).
- Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
- Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
- Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком.
Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Педагогический контроль и аттестация обучающихся.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических заданий. В течение года ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию.
Оценка результативности деятельности обучаемого происходит по следующим критериям:
- качество исполнения
- художественная форма
- правильное использование материала
- творческий подход 15
- соответствие и раскрытие темы задания
- текущая оценка достигнутого
- оценка по уровню выполнения самостоятельных творческих работ
- фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (опрос, викторина, игра)
Также формой проверки являются выставки, участие в конкурсах.
Материально-техническое обеспечение.
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми по 25 минут2 раза в неделю.
Набор детей осуществляется без ограничения в плане мастерства и таланта детей: принимаются все желающие.
Материалы и инструменты:
1. Пластилин.
2. Дощечка или клеенка для лепки.
3. Набор стеков.
4. Картон для основы.
5. Наглядные пособия для обучающихся по каждой теме занятия.
6. Образцы лепных моделей.
7. Альбом.
8. Карандаши.
9. Ластик.
10. Краски.
11. Кисти.
12. Дополнительный природный материал (семечки, бусины, перья птиц, шишки скорлупа орехов тд.
Литература для педагогов и родителей
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) Москва, «Карапуз-дидактика», 2007.
2. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» Москва, «Мнемозина», 1995. 3.«Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. Васильевой М. А, Гербовой В. В, Комаровой Т. С, Москва, «Воспитание дошкольника», 2004. 4. Куцакова Л. В, Мерзлякова С. И. «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
5. Сборник программ 2100 «Дошкольная подготовка» / под ред. Леонтьева А. А, Москва, «Баласс», 2004.
6. Малышева А. Н, Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
7. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
8. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» Ярославль, «Академия развития», 1999.
9. Анистратова А. А, Гришина Н. И. «Поделки из пластилина и солёного теста» Москва, «Издательство Оникс», 2009.
10. Румянцева Е. Р. «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИСпресс», 2008.
11. Румянцева Е. Р. «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИСпресс», 2006.
12. Лыкова И. А. «Морская лепка», «Карапуз-дидактика», 2006.
13. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
14. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
15. Лыкова И. А. «Лепим с папой», «Карапуз-дидактика», 2007.