Эльнара Самигулова
Дополнительная образовательная программа «Фантастический мир Lego»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Бардымский детский сад» «СП Малышок»
Утверждено:
Заведующий МАДОУ
___Г. И. Позднеева
Дополнительная образовательная программа
«Фантастический мир Lego»
(старшая группа)
Разработала:
воспитатель Самигулова
Эльнара Габтрахимовна
Барда, 2020 г.
Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Фантастический мир Lego“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят различные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности.
Ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре.
Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности.
На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации работы по развитию технического творчества и первоначальных технических навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного образования «Фантастический мир Lego».
Программа технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта конструктивной творческой деятельности.
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами Lego Duplo, Lego «Первые механизмы».
Задачи:
• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.
• знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах Lego Duplo и Lego «Первые механизмы».
• учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий. Самостоятельно определять этапы будущей постройки.
• развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
• воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
Ожидаемые результаты:
К концу курса дети могут:
• сформировать устойчивый интерес к конструированию, моделированию и робототехнике;
• подбирать детали необходимые для конструирования (по форме, размеру и цвету);
• работать по предложенным инструкциям;
• творчески подходить к решению задачи;
• довести решение задачи до готовности модели.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Содержание программы.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора Lego Duplo и Lego «Первые механизмы». Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения LEGO, как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и программированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Занятия ЛЕГО конструированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
В данной программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов Lego Duplo и Lego «Первые механизмы».
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей.
Состав групп: 6-7 чел.
Возрастная категория: дети 5-6 лет.
Кружок проходит 1 раз в неделю (всего 32 занятий, длительность занятия 1 академический час.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Материально-техническое обеспечение:
• наборы конструкторов Lego Duplo, Lego «Первые механизмы», Робомышь;
• ноутбук;
• карты, опорные схемы, инструкции.
Перспективное планирование.
Месяц Занятие Задачи Содержание темы
Октябрь
1 Познакомить с правилами организации рабочего места, техникой безопасности. Беседа о технике безопасности во время конструирования. Знакомство с конструкторами.
2 • Повторить названия основных деталей конструктора;
• Познакомить с новыми деталями конструктора Lego Duplo (кирпич скошенный, кирпич закругленный, кирпич закругленный с двух сторон, кирпич закругленный обратный, детали - украшения). Знакомство с деталями LEGO Duplo. Просмотр презентации.
3 • Познакомить детей с новыми деталями Lego Duplo (шестерёнки).
• Конструирование разных каруселей, с помощью шестерёнок. «Карусели»
Знакомство с шестерёнками.
4 • Повторить названия деталей Lego Duplo, способы их соединений, функции и назначение.
• Конструирование по замыслу детей.
• Творческие игры. «Детская площадка».
Ноябрь
1
• Познакомить детей с новым конструктором «Первые механизмы».
• Дать представление об основных деталях конструктора (балка, ось).
• Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. Первое знакомство с конструктором «Первые механизмы»
2 • Знакомить детей с новыми деталями конструктора «Первые механизмы», с названиями и соединением деталей;
• Учить конструировать по схеме. «Первые механизмы». Детали конструктора.
3 • Учить конструировать вертушку по схеме;
• Показать детям модель вертушки, которая приводится в движение силой ветра;
• Дать детям возможность экспериментировать вертушками, поменяв лопасти;
• Воспитывать доброту, отзывчивость, умение работать в команде. Вертушка
4 • Познакомить детей с зубчатыми колесами (шестерни, зубчатой передачей.
• Повторить названия деталей конструктора «Первые механизмы».
• Учить конструировать волчок.
• Сравнить разные зубчатые колеса. Зубчатые колёса.
Волчок.
Декабрь
1
• Повторить названия деталей «Первые механизмы»;
• Повторить виды зубчатых колёс;
• Учить конструировать волчок по схеме;
• Воспитывать бережное отношение к своим постройкам. Зубчатые колеса.
Удочка.
2 • Повторить названия деталей «Первые механизмы».
• Систематизировать и пополнить представления детей о бытовой технике, её многообразии и функциях.
• Учить создавать модели реальных объектов по инструкции или карте-схеме;
• Развивать мышление, память, творческие навыки. Вентилятор.
3 • Познакомить с традициями празднования Нового года в России;
• Закрепить знание о хвойных деревьях;
• Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO «Duplo», «Первые механизмы»;
• Создать Праздничное, предновогоднее настроение. Новогодняя ёлка!
4 • Конструирование Новогодних поделок по замыслу, из конструкторов Lego Duplo, «Первые механизмы»;
• Закреплять полученные знания и навыки;
• Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). «А у нас Новый год!»
Обобщенное занятие.
Январь
2 • Познакомить детей с исполнителем «Робомышь». Действие исполнителя.
• Развивать пространственные отношения (вправо, влево, вперед, назад);
• Развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки. «Робомышь»
3 • Продолжить знакомство детей с исполнителем «Робомышь». Действие исполнителя;
• Развивать пространственные отношения (вправо, влево, вперед, назад);
• Выкладывать символами команды исполнителя. «Робомышь»
4 • Повторить с детьми зубчатые колёса;
• Познакомить с терминами ведущее, ведомое зубчатое колесо;
• Учить конструировать карусель, по образцу. Карусель.
Февраль 1 • Продолжать учить детей конструировать механические игрушки;
• Продолжать знакомить детей с понятиями – равновесие и масса;
• Учить отбирать необходимые детали и конструировать объект в соответствии с инструкцией;
• Оценивать результаты своего труда, обыгрывать конструкцию. Перекидные качели
2 • Учить детей пользоваться двухмерными чертежами для построения трёхмерных моделей.
• Знакомить с понятиями: сила трения, наклон плоскости.
• Продолжать учить создавать конструкцию по инструкции и чертежам;
• Продолжать учить работать в парах или подгруппах. Обыгрывание. Пусковой механизм.
3 • Продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов;
• Учить самостоятельному конструированию модели плота;
• Дать детям представление о зависимости скорости плота от размера паруса;
• Развивать у детей воображение, творческое мышление. Плот.
4 • Конструирование собственной модели;
• Разработка одного или нескольких вариантов алгоритма.
• Демонстрация и защита модели;
• Сравнение моделей. Подведение итогов. Конструирование по замыслу.
Март 1
• Развивать мелкую моторику рук творческие способности.
• Учить конструировать по условиям и по схеме;
• Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Корзина со цветами, для любимой мамочки.
Конструирование из конструктора Lego Duplo.
2 • Дать детям представления об инструментах, их многообразии и функциях;
• Знакомить с понятиями: механизм, колесо, ось;
• Учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением;
• Учить создавать модели реальных объектов по инструкции или карте-схеме;
• Развивать мышление, память. Колёса и оси.
«Наши помощники. Инструменты. Измеритель»
3 • Продолжать знакомить детей с устройством и функциями тележки;
• Учить создавать конструкцию по карте-схеме;
• Развивать технические навыки детей;
• Закреплять названия деталей. Обыгрывание. Тележка.
4 • Продолжать знакомить детей с инструментами;
• Продолжать учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением;
• Учить создавать модели реальных объектов по инструкции или карте-схеме;
• Развивать мышление, память, творческие навыки. Поощрять самостоятельность. Выставка работ. «Наши помощники. Инструменты. Дрель. Механический молоток»
Апрель 1
• Познакомить детей с понятием «рычаги»;
• Уметь применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций;
• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
• Воспитывать доброжелательное отношение друг другу. Рычаги. Тачки.
2 • Знакомить детей с понятием космос;
• Дать представления о космических кораблях, о луноходе, о работе конструкторов;
• Учить создавать конструкцию лунохода по инструкции или по схеме, осуществляя анализ её частей и необходимых деталей, способов их скрепления;
• Обыгрывание. «Космодром и космический транспорт. Луноход»
3 • Продолжать знакомить детей с понятием «рычаги»;
• Дать представления о шлагбаумах;
• Продолжать учить детей создавать конструкцию по инструкции;
• Продолжать учить работать в парах или подгруппах.
• Обыгрывание. Железнодорожный переезд со шлагбаумом
4 • Познакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования;
• Продолжать учить детей создавать конструкцию по инструкции;
• Закреплять конструкторские навыки, знания о деталях, их соединении;
• Обыгрывание «Хоккеист»
Май
2 • Продолжать знакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования;
• Продолжать учить видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением;
• Учить моделировать по инструкции, самостоятельно подбирая необходимые детали, способы их соединения и соотносить готовую модель с образцом;
• Знакомить с понятием трения, с понятиями ременной и зубчатой передачи. «Новая собака Димы»
3 • Составление собственной модели;
• Систематизировать знания о деталях конструктора «LEGO. Первые механизмы», соединении, креплении построек, конструктивных особенностях;
• Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма;
• Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. Творческая работа «Парк аттракционов»
4 • Развивать у детей творческий потенциал;
• Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций;
• Учить создавать конструкции по замыслу;
• Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка. Итоговое занятие.
Конкурс конструкторских идей
.
Список литературы.
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. - всерос. уч. -метод, центр образоват. Робототехники. -М. : Изд. -полиграф, центр «Маска» - 2013.
2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
3. Простые механизмы. Книга для учителя. Комплект заданий к набору. Фешина Е. В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М. : изд. Сфера, 2011.
Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru http://7robots.com/
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://www.robo-sport.ru/ http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/ http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true https://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c