Елена Колесова
Дооп для детей 10–13 лет «Будьте здоровы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дооп для детей 10–13 лет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Будьте здоровы»
возраст участников: 10-13 лет
срок реализации программы: 12 часов[/h3]
Составитель:
Воспитатель ГБУ СО «Центр ППМС»г. Балаково Колесова Е. А.
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 12 часов
Возрастная категория: 10 – 13 лет
Состав группы: до 8 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Публикация «Дооп для детей 10–13 лет „Будьте здоровы“» размещена в разделах
Программа переутверждена на 20___год, протокол методического
объединения №__ от «__» ___ 20__ г.
Директор ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково
Бузаева Т. А___
(подпись)
Программа переутверждена на 20___год, протокол методического объединения №__ от «__» ___ 20__ г.
Директор ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково
Бузаева Т. А___
(подпись)
Балаково, 2022 г.
Паспорт программы
1) Наименование программы Будьте здоровы
2) Разработчик программы Колесова Е. А., воспитатель государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково.
3) Цели и задачи программы Цель: развитие у детей с ОВЗ потребности в чистоте и правильном уходе за собой и своим телом.
Задачи:
Обучающие.
- формировать умения применять простейшие научно-исследовательские методы (проводить самонаблюдение и оценивать простейшие функциональные свойства своего организма; проводить эксперименты, связанные с изучением функций организма человека, не соблюдающего личную гигиену, анализировать; объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни);
- формировать умения работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками;
- формировать ИКТ-компетенции;
-расширить предметные знания воспитанников о функциях человеческого организма и отрицательного влияния на него неправильного образа жизни;
-освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике;
- расширить представления об основах здорового и безопасного образа жизни;
-познакомить с наиболее распространенными заболеваниями человека, не ухаживающего за собой, их признаками и профилактикой.
Развивающие.
- развить у детей с ОВЗ хорошую привычку правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания и уметь применять их на практике
- развить познавательные процессы: внимание, память, воображение;
-развить сенсорные процессы.
Воспитывающие:
-воспитать ценностное отношение к здоровью;
-сформировать культурные нормы в сфере здоровья.
4)Сроки реализации программы 12 часов
5) Исполнители программы Колесова Е. А воспитатель государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково.
6) Ожидаемые конечные результаты программы К концу обучения по данной программе воспитанник должен достигнуть следующих результатов:
Предметные результаты:
Знать о профилактических мерах для хорошего функционирования организма человека, благодаря ведению личной гигиены; правила и принципы здорового образа жизни; способы профилактики наиболее распространенных заболеваний из – за ненадлежащего ухода за собой.
Уметь: проводить самонаблюдение и оценивать функциональные свойства своего организма; проводить эксперименты, связанные с изучением функций организма человека, анализировать, обобщать собранные данные ; объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни;
работать с различными источниками информации;
развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение; развивать сенсорные процессы.
Метапредметные и личностные результаты:
- расширение и систематизация знаний воспитанников о функционировании человеческого организма благодаря ведению личной гигиены;
- овладение воспитанниками простейшими научно-исследовательскими методами (наблюдение, проведение простейших экспериментов и объяснение их результатов);
- формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, муляжами;
- формирование ИКТ-компетенций.
7) Организация контроля реализации
программы Административный контроль.
Итоговый контроль: итоговая диагностика, аттестация старшим медицинским работником Центра Даниловой Г. Г., открытое занятие.
Пояснительная записка
Программа «Будьте здоровы» относится к программам социально-гуманитарной направленности и ориентирована на формирование знаний и представлений воспитанников Центра о влиянии личной гигиены на здоровое функционирование организма человека.
Новизной программы является то, что в содержании программы особое место занимают вопросы профилактики заболеваний, связанных с отсутствием ведения личной гигиены, а также то, что полученные теоретические знания закрепляются на практических заданиях, выполняемых самими воспитанниками. Изученный материал проверяется и закрепляется экспериментальной деятельностью. Методическое обеспечение программы дополнено дидактическими карточками, тематическими таблицами, предметами личной гигиены и другим разнообразным раздаточным материалом, которые позволяют развивать мыслительные процессы воспитанников на основе изучаемого программного материала (классификация, обобщение, исключение лишнего).
Актуальность.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами, личными вещами.
Дети, поступившие в Центр ППМС, слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиеной. Дети умеют умываться, чистить зубы, но по наставлению и под контролем воспитателя. Так же не развит навык следить за состоянием чистоты своего тела и личными вещами. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. В результате вышеизложенных проблем перед коллективом педагогов Центра возникла необходимость в создании программы, направленной на формирование представлений и развитий навыков по самообслуживанию и личной гигиене.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в ходе освоения программы, позволят расширить и систематизировать знания о нормальном функционировании человеческого организма с помощью ведения личной гигиены, а также экспериментально доказать эффективность элементарных профилактических мероприятий для сохранения здоровья.
Отличительных особенностей данной программы от доступных автору программ аналогичного направления («Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей школьного возраста» автор:Дёгина Ольга Викторовна,воспитатель МОКУ «Падунская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида», «Целевое гигиеническое воспитание подростков», автор: Колченко И. И., воспитатель КГБУ «Алтайский краевой центр психолого – педагогической и социальной поддержки детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» несколько:
- особое внимание уделено вопросам профилактики заболеваний организма из- за отсутствия должного ухода за ним;
-значительно шире представлен демонстрационный материал;
-каждая изучаемая тема предполагает экспериментальное исследование;
- предполагается овладение воспитанниками гигиеническими знаниями, которые они могут расширять и закреплять в ходе деятельности через настольные и дидактические игры;
- итогом реализации программы является аттестационный экзамен на знание основ личной гигиены, проводимый старшим медицинским работником Центра Даниловой Г. Г. а так же открытое занятие.
Адресат программы: программа адаптирована под воспитанников 10-13 лет с ОВЗ.
Психолого-педагогические особенности целевой группы программы.
Целевую группу программы составляют воспитанники Центра младшего подросткового возраста с ОВЗ. Детская гигиена, как одна из областей медицины, сформировалась в середине 19 века. Ученые того времени сформировали первые принципы детской гигиены. Многими из них мы пользуемся до сих пор. Главным и основополагающим принципом личной гигиены является соблюдение чистоты тела. Наиболее загрязнены обычно открытые участки, поэтому крайне важно правильно и систематически мыть руки, ноги, ухаживать за ногтями. Дети, попавшие в Центр из семей со сложной жизненной ситуацией, не обучены ведению личной гигиены, а у некоторых из них к 10 годам даже не сформированы элементарные навыки ухода за собой.
С взрослением девочки меняется не только ее внешний вид, но и происходят значительные изменения во всем организме. Начало полового созревания девочки совпадает с началом школьного возраста. Изменения затрагивают не только внешность, но и эмоции, настроение. Возраст, когда это происходит, у каждой девочки индивидуален — от 8 до 13 лет. В это время начинают усиленно функционировать сальные железы, в связи с чем появляется и доставляет некоторые неприятности угревая сыпь на лице, спине или груди.
У мальчиков подростковым возрастом принято считать период с 13 до 16 лет. Этот очень сложный возрастной этап, характеризующийся созреванием организма, изменением функционального состояния в их органах и системах, резкими эндокринными сдвигами.
Соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни должны целенаправленно и постоянно формироваться на протяжении всей жизни ребенка, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. Тем самым помогая ему достичь физиологической, психологической и социальной зрелости.
Срок реализации программы – 12 часов.
Формы занятий. Программа предусматривает разнообразные формы проведения занятий, как групповых (обсуждения, дискуссии, эксперименты, просмотр видеоматериалов, так и индивидуальных (самодиагностика, заполнение анкет и тестов).
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 1-2 академических часа.
Формы контроля: административный контроль.
Форма подведения итогов реализации программы: итоговая диагностика, аттестация старшей медицинской сестры Центра, открытое занятие.
1. 2 Цель программы: развитие у детей с ОВЗ потребности в чистоте и правильном уходе за собой и своим телом.
Задачи:
Обучающие.
формировать умения применять простейшие научно-исследовательские методы (проводить самонаблюдение и оценивать простейшие функциональные свойства своего организма; проводить эксперименты, связанные с изучением функций организма человека, не соблюдающего личную гигиену, анализировать, обобщать собранные данные; объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни);
- формировать умения работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, муляжами;
- формировать ИКТ-компетенции;
-расширить предметные знания воспитанников о функциях человеческого организма и отрицательного влияния на него неправильного образа жизни;
-освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.
- расширить представления об основах здорового и безопасного образа жизни;
-познакомить с наиболее распространенными заболеваниями человека, не ухаживающего за собой, их признаками и профилактикой.
Развивающие.
- развить у детей с ОВЗ хорошую привычку правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания и уметь применять их на практике
- развить познавательные процессы: внимание, память, воображение;
-развить сенсорные процессы.
Воспитывающие:
-воспитать ценностное отношение к здоровью;
-сформировать культурные нормы в сфере здоровья.
1.3. Планируемые результаты.
К концу обучения по данной программе воспитанник должен достигнуть следующих результатов:
Предметные результаты:
Знать: о профилактических мерах для хорошего функционирования организма человека, благодаря ведению личной гигиены; правила и принципы здорового образа жизни; способы профилактики наиболее распространенных заболеваний из – за ненадлежащего ухода за собой.
Уметь: проводить самонаблюдение и оценивать функциональные свойства своего организма; проводить эксперименты, связанные с изучением функций организма человека, анализировать, обобщать собранные данные; объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни;
работать с различными источниками информации;
развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение; развивать сенсорные процессы.
Метапредметные и личностные результаты:
- расширение и систематизация знаний воспитанников о функционировании человеческого организма благодаря ведению личной гигиены;
- овладение воспитанниками простейшими научно-исследовательскими методами (наблюдение, проведение простейших экспериментов и объяснение их результатов);
- формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, муляжами;
- формирование ИКТ-компетенций.
Оценка эффективности реализации Программы. Оценивание результативности и эффективности реализации данной программы осуществляется на основе использования системы критериев, представленных количественными и качественными параметрами.
Количественные параметры:
-повышение уровня сформированности знаний и представлений воспитанников о необходимом правильном уходе за собой и своим телом;
-увеличение доли числа воспитанников с значимым отношением к здоровью и потребности в ведении ЗОЖ;
-уменьшение доли числа воспитанников, у которых диагностирован низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников.
Качественные параметры:
1. Уровень и качество личностного развития
– ценностные установки и жизненные приоритеты воспитанников по вопросам здоровья. (Методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».);
– сформированность культуры здоровья школьников (Методика Н. С. Гаркуша «Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников»).
- Он- лайн тест по ОБЖ 6 класс «Правила личной гигиены» Смирнов А. Т., Хренников Б. О.
Учебный план
№п/п Наименование тем Количество часов
Аудиторные Всего
теория практика
1 Вводное занятие. Входящая диагностика 0,5 0,5
1
2 «Что дороже алмазов» 0,5 0,5 1
3 «Лицо без маски» 0,5 0,5 1
4 «Здоровые зубы – здоровью любы» 0,5 0,5 1
5 «Расти коса до пояса» 0,5 0,5 1
6 «Тело в дело или Федорино горе» 1 1 2
7 «Рука руку моет» 0,5 1,5 2
8 Аттестационный экзамен - 1
1
9 Открытое занятие 0,5 0,5 1
10 Выходная диагностика 1 - 1
11 Итого: 5,5 6,5 12
Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Будьте здоровы»
1. Вводное занятие. Теория. Техника безопасности при проведении занятий, инструктаж по правилам поведения на групповых и индивидуальных занятиях. Знакомство с целями и задачами программы.
Практика. Входящая диагностика – анкетирование, тестирование, прохождение индивидуального он – лайн теста.
2 «Что дороже алмазов»
Теория: О правилах ухода за глазами и ушами. О бережном отношении к ним. Профилактика заболеваний и нарушений органов слуха и зрения.
Практика. Экспериментальные исследования. Измерение видения глаз на дальнозоркость и близорукость с помощью таблицы. Примерка очков.
3 «Лицо без маски».
Теория. Как правильно ухаживать за лицом. Когда необходимо применять маски и крема для лица.
Практика.
Очищение лица с помощью воды, лосьонов для и лица. Сравнительный эффект. Нанесение различных кремов и масок.
4. «Здоровые зубы – здоровью любы».
Теория. Об уходе за зубами и ртом. Болезни ротовой полости. Профилактика заболеваний зубов.
Практика. Эспериментальное исследование.
-Определение жесткости зубных щеток.
-Эксперимент с яичной скорлупой.
5. «Расти коса до пояса»
Теория. О правилах ухода за волосами. О строении волоса. О болезни кожи головы.
Практика.
Просмотр видеоролика «Зачем носить шапку?».
6. «Тело в дело или Федорино горе»
Теория. О правилах ухода за своим телом. Переодичность приема душа. Что лучше ванна или душ? Какие средства гигиены самые лучшие. Как часто менять нижнее и верхнее нательное белье? О правилах ухода за вещами.
Практика. Экспериментальные исследования:
-Сравнение различных средств гигиены.
-Распределение вещей по правилам гигиены.
7. «Рука руку моет» Теория.
О гигиене рук и ног. О частоте мытья. Уход за ногтями. О дополнительном уходе за руками и ногами. Профилактика грибковых заболеваний.
Практика:
Просмотр видеоролика «Кто живет на наших руках»
-Стирка носков.
-Уход за обувью.
8. Аттестационный экзамен.
Старший медицинский работник Данилова Г. Г. проведен экзамен о знании личной гигиены. С помощью дидактического материала, таблиц, личных вещей ребятам предстоит ответить на вопросы по ДООП «Будьте здоровы».
9. Открытое занятие «Будьте здоровы»
Подведение итогов программы на основе соотнесения поставленных задач и достигнутых результатов.
10. Итоговая диагностика – анкетирование, тестирование.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.1.1. Нормативно-правовое обеспечение проектирования программы представлено в следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 17.02.2021);
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. 30.09.2020);
5. Приказ от 23 августа 2017 года N 816б утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
6. Санитарные правила СП 2.4.3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28);
7. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный № 25016);
8. Устав ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково;
9. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБУ СО «ЦППМС» г. Балаково.
2.2. Формы контроля.
Административный контроль.
2.3 Формы подведения итогов программы.
Аттестационный экзамен. Итоговая диагностика. Открытое занятие.
2.4 Методическое обеспечение программы.
Реализация программы «Будьте здоровы» направлена на развитие у детей с ОВЗ потребности в чистоте и правильном уходе за собой и своим телом. На формирование ценностного отношения воспитанников к здоровью в целом и здоровому образу жизни в частности.
№п/п Наименование тем Форма занятий Приемы и методы Форма подведения итогов
1 Тема5;
Тема 7. Рассказ с элементами беседы Словесный, наглядный с использованием диагностических материалов Анкетирование, тестирование, обсуждение
2 Тема 2, 3,4,6 Беседа, рассказ, демонстрация, эксперимент.
Комбинированное занятие с практической работой Словесный, наглядно-практический Анализ экспериментальных данных, обсуждение.
2.4.1. Образовательные технологии, используемые в программе:
Технология личностно-ориентированного обучения: выстроена система индивидуальной работы с детьми (учитывающий актуальный уровень развития и индивидуальные особенности обучающихся, которая включает:
–– консультирование учащихся при выполнении ими индивидуальных заданий;
– дозированную помощь педагога.
Технология развивающего обучения: на каждом занятии используются задания развивающего характера:
– выбор из ряда альтернатив;
– творческие задания и др.
Технология игрового обучения на занятиях в объединении реализуются технологии игрового обучения. Деловые и ролевые игры помогают учащимся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т. д. что способствует расширению поведенческого диапазона детей, развитию уверенности в себе, интеллектуальному совершенствованию.
Технология педагогической поддержки деятельность педагога направлена на оказание помощи воспитанников в решении их индивидуальных проблем. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории – к практике», «от простого - к сложному». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике – станет критерием успешности реализации программы.
Технология профессионально-ориентированного обучения (кейс-технология) технология активного проблемно-ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Ситуативная технология в последние годы становится одной из эффективных в образовательных учреждениях. Ее использование позволяет учащимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данная технология позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
2.5 Оценочные материалы.
Критерий
Показатель Индикатор Диагностический инструментарий
I Критерий освоения образовательной программы 1. Теоретическая подготовка по освоенному материалу программы Соответствие теоретических знаний программным требованиям Он – лайн тест по ОБЖ 6 класс «Правила личной гигиены» Смирнов А. Т., Хренников Б. О.
2. Практическая подготовка Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Практические задания (экспериментальные исследования)
II Группа критериев личностного развития
Культура здоровья Важность (доминантность) жизненной ценности «Здоровье» Доминантность отношения к здоровью Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо и В. Ясвина)
Культурные нормы в области здоровья Степень овладения культурными нормами ЗОЖ Методика «Уровень владения школьниками
культурными нормами в сфере здоровья»
(Н. С. Гаркуша)
Отношение к собственному здоровью Понимание ценности здоровья, ЗОЖ Методика «Гармоничность образа жизни школьников»
(Н. С. Гаркуша)