хадзегова людмила
ДОOП «Волшебный занавес»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7
Учебный план 7
Содержание учебного плана 8
1.4 ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ 9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 10
Календарный учебный график 10
Условия реализации программы 10
Кадровое обеспечение 10
Материально-техническое обеспечение 10
Форма аттестации и оценочные материалы 11
Оценочные листы 11
Методическое и дидактическое обеспечение программы 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Публикация «ДОOП „Волшебный занавес“» размещена в разделах
Список литературы для педагога 12
Список литературы для учащихся 13
Интернет – ресурсы 13
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы художественная, которая направлена на развитие творческой личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театральной деятельности, а также выявление одаренных детей с наклонностями в области театрального искусства.
Уровень программы: стартовый.
Вид программы: модифицированная.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи».
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации».
24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».
28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)».
29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
30. Устав МКОУ СОШ № 5 г. Майского;
31. Учебный план МКОУ СОШ № 5 г. Майского;
32. Другие действующие внутренние локальные акты МКОУ СОШ № 5 г. Майского.
Актуальность программы определяется необходимостью формирования у обучающиеся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности речи, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Новизна программы заключается в том, что все занятия построены на развивающей основе театральных игр и этюдов, актерских тренингов, творческих заданий, театрализаций.
Отличительная особенность программы заключается в собственной системе организации формирования восприятия театрального искусства через обучение следующим умениям:
освоения позиций - «зрителя» (зрительская культура);
освоение позиции – «актера» (использование невербальных средств выразительности, силы и темпа голоса, для передачи образа героя);
освоение позиции «режиссера» (создание игрового пространства);
освоение умения оформить спектакль (декорации, костюмы, реквизит, грим).
Педагогическая целесообразность. Формирование у дошкольников духовно-нравственных, художественно-эстетических чувств, познавательных способностей посредством театрализованной деятельности.
Адресат программы. Образовательная программа «Волшебный занавес» предназначена для обучения детей в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях. Программа адресована обуч, не имеющим начальной подготовки.
Сроки реализации программы: 1 год, 36 часа.
Возраст учащихся: 5-6 лет
Режим занятий: 1 академических час в неделю.
Наполняемость группы: 12-15 человек.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
1. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная (с 10-минутным перерывом для отдыха).
2. Формы занятий: игровые ситуации, интегрированная непосредственно образовательная деятельность. ролевые игры, сюжетная игра, занятия-практикумы.
Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях в творческом объединении, кроме общепринятых форм организации занятий, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы (конкурсы, викторины, выставки, кинофестивали и т. д.).
3. Форма реализации данной программы – индивидуально-групповая форма обучения.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающиеся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
• развивать креативные способности и приобщить к театральному искусству, с в том числе и КБР формировать умение работать в команде.
• создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников детского сада, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
• приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
Развивающие:
• развить личностные и творческие способности;
• развить творческое воображение и фантазию;
• развить внимательность, наблюдательность, логическое и ассоциативное мышления;
• развить коммуникативные навыки на основе творческой деятельности в процессе коллективной работы;
сформировать и развить художественно-эстетический вкус;
сформировать и развить устойчивый интерес к самообразованию;
Воспитательные:
• воспитать гуманные чувства у детей;
• формировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости;
• воспитать трудолюбие;
• воспитать самодисциплину и дисциплину;
• воспитать чувства ответственности;
• сформировать навыки коллективной работы;
• сформировать уважительное и доброжелательное отношение в процессе коллективной работы к мнению и видению другого человека;
• сформировать культуру поведения.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
N п / п Содержание программы Всего НОД Теория Практика Формы аттестации/ контроля
1. Вводное занятие 1 1 - Беседа, опрос, рассуждение
2. Театральная игра 14 3 11 Беседа, театральная игра
3. Культура и техника речи 9 1 8 Беседа, опрос, рассуждение
4. Ритмопластика 2 1 1 Беседа, ритмопластика
5. Основы театральной культуры 2 1 1 Беседа, опрос, рассуждение
6. Работа над спектаклем 4 2 2 Театрализованные постановки
7. Индивидуальная работа 2 1 1 Педагогическая ситуации.
Собеседование
8. Итоговое мероприятие 2 1 1 Театрализованное представление
Итого: 36 11 25
Содержание учебного плана
Тема 1. «Вводное занятие». 1 час.
Теория: Беседа о любимых сказках, о театре. фильмах.
Тема 2. «. Театральная игра». 14 часов.
Теория: Знакомство с компонентами театральной игры
Практика:
Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Тема 3. «Культура и техника речи». 9 часов.
Теория: Понятие культуры и технике речи
Практика:
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Тема 4. «Ритмопластика», 2 часа
Теория: Знакомство с понятием ритмопластика
Практика: Постановка ритмических движений
Тема 5. «Основы театральной культуры», 2 часа
Теория: Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.
Практика: Работа по созданию театрализованной постановки
Тема 6. «Работа над спектаклем», 4 часа
Теория: Понятие о прямой последовательности событий. Непрямая последовательность событий.
Практика: Поступки и характер героев. Совершенствование навыков восприятия.
Тема 7. «Индивидуальная работа», 2 часа
Теория: Подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
Практика: Отработка ритмических движений, жестов, речевого голоса
Тема 8. «Итоговое мероприятие». 2 часа
Теория: Повторение изученного материала за год обучения.
Практика: Создание собственного театрализованного представления
1.4. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Задачи программы:
Образовательные:
• у учащихся будут развиты креативные способности и приобщить к театральному искусству, с в том числе и КБР формировать умение работать в команде;
• для учащихся будут созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников детского сада, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
• учащиеся будут приобщены к театральной культуре, обогатится их театральный опыт.
Развивающие
У учащихся будут:
• развиты личностные и творческие способности;
• развито творческое воображение и фантазия;
• развита внимательность, наблюдательность, логическое и ассоциативное мышления;
• развиты коммуникативные навыки на основе творческой деятельности в процессе коллективной работы;
• сформирован и развит художественно-эстетический вкус;
• сформирован и развит устойчивый интерес к самообразованию;
Воспитательные
У учащихся будут:
• воспитаны гуманные чувства;
• сформированы представления о честности, справедливости, доброте, воспитано отрицательное отношение к жестокости, хитрости;
• воспитано трудолюбие;
• воспитана самодисциплина и дисциплина;
• воспитано чувство ответственности;
• сформированы навыки коллективной работы;
• сформировано уважительное и доброжелательное отношение в процессе коллективной работы к мнению и видению другого человека;
• сформирована культура поведения.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Год
обучения по
программе Дата начала
обучения
Дата
окончания
обучения по
программе Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 год обучения
01.09.2023 31.05.2024 36 36 1 раз в неделю – 1 академический час
Условия реализации программы
Занятия по программе проводятся в кабинете, оборудованном в соответствии с СанПиН. Имеется необходимое материально-техническое оснащение для обучения по национальному проекту «Успех каждого ребенка».
Кадровое обеспечение
Программа реализуется одним педагогом. Минимальные требования к образованию: среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена без предъявления к уровню квалификации.
Материально-техническое обеспечение
Занятия по театрализованной деятельности проводятся в групповой комнате, оборудованной в соответствии с СанПиН.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого имеется:
• различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;
• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, ширмы;
• атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Информационное обеспечение:
• злектронные презентации по основным разделам программы;
• журналы, книги, альбомы с иллюстрациями театрализованных постановок;
• афиши;
• компьютерные программы: Windows Movie Maker, PowerPoint»
Содержание программы определяется с учетом:
• отбора и адаптации материала для формирования знаний о театре в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями обучающихся;
• формирования творческого мышления, развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
• индивидуально-личностного подхода в обучении.
Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический репродуктивный, коллективного и индивидуального обучения.
Методы воспитания:
• формирование детского коллектива;
• выявление неформального лидера в детском коллективе;
• организация воспитательной работы.
Формы аттестации и оценочные материалы
Контроль знаний и умений учащихся осуществляется в течение всего периода реализации программы. Формы текущего и итогового контроля:
• беседы и опросы;
• обсуждение и рассуждения;
• игры, викторины и т. д. ;
• показы театрализованных постановок.
Оценочные листы
Контроль проводится в форме наблюдения, беседы, устного опроса, выполнения практических заданий, представлений, драматизаций
Критерии оценок
Низкий 0%-30% Средний 31%-60% Высокий 61%-100%
Обучающийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом
Методическое и дидактическое обеспечение программы
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме, с психофизическими и возрастными особенностями обучающихся;
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
• наглядные пособия по театрализованной деятельности;
• афиши театрализованных постановок;
• художественные фотографии, рисунки и иллюстрации;
• наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого обучающегося);
• электронные презентации по основным разделам программы;
• инструкционные карты, необходимые для выполнения индивидуальной практической работы;
• компьютерные программы: Windows Movie Maker, PowerPoint;
Алгоритм учебного занятия:
• организационный момент;
• проблемная ситуация, короткие логические задания на коррекцию внимания, памяти, восприятия, мышления, мелкой моторики;
• беседа по произведению, сказке;
• физкультминутка;
• продолжение работы;
• подведение итогов занятия.
Методические материалы:
• методические рекомендации по организации работы творческого объединения «Волшебный занавес» в общеобразовательном учебном заведении;
• методические описания упражнений и игр по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов обучающиеся;
• методические разработки занятий;
• методические рекомендации к оформлению и проведению театрализованных представлений;
• информационно-методические сборники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для обучающиеся и младших школьников. – СПб. : Речь, 2006. – 125 с.
2. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
3. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М. : Просвещение,1986. –176 с.
4. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации обучающиеся: Учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2006. – 144 с.
5. Генералова И. А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М. : Баласс, 2004. – 48 с.
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность обучающиеся. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб. : Речь, 2006. – 168 с.
9. Каришнев-Лубоцкий М. А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280
10. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М. : Сфера. – 1998. – 576 с.
11. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
12. Основы актерского мастерства по методике З. Я. Корогодского. - М. : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств», 2008. - 192 с.
13. Першин М. С. Пьесы-сказки для театра. - М. : ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров», 2008. – 160 с
Список литературы для учащихся
1. Рылеева Е. В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М. : ЛИНКА-ПРЕСС. - 2000. – 144с.
2. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – Спб. : Речь, 2007. – 224 с.
Сальникова Н. Работа с детьми: школ
3. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества обучающиеся (обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи обучающиеся. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
5. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл. / И. А. Андриянова-Голицина. – М. : ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Интернет-ресурсы
1. https://dramateshka.ru/
2. https://www.almanah.ikprao.ru - Альманах ИКП РАО. Научно-методический журнал.
3. https://www.co1428.edu.mhost.ru Электронное издание.
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/22/zanyatie-v-teatralnom-kruzhke-ritmoplastika
5. https://zen.yandex.ru/media/teatr_sova/scenicheskaia-rech-kak-osnova-akterskogo-masterstva-5e8908038274cd4de92120f9
6. https://www.sites.google.com/site/saranakan/home/rezissura/sceniceskaa-rec