Наталия Свиридова
Доминантное занятие по слушанию музыки «Гимн вальсу» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Зал оформлен в строгом классическом стиле. Около пианино попарно стоят детские кресла.
На пианино и на столе музыкального руководителя – канделябры со свечами. Для воспитателя и
музыкального руководителя поставлены кресла. Центральная стена оформлена фигурами танцующей пары.
Звучит «Вальс» Е. Доги из к. ф «Анна Павлова».
Дети парами входят в зал, рассаживаются в кресла,дослушивают музыку до конца.
Музыкальный руководитель.
Публикация «Доминантное занятие по слушанию музыки „Гимн вальсу“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Дети,представьте себе,что у нас сегодня не просто зал для занятий, а –музыкальная гостиная.
Посмотрите, как здесь уютно. И вы такие нарядные…Я чувствую, что у вас радостное, приподнятое настроение. Как вы думаете,почему? (ответы детей)
Следует подвести мнения детей к тому, что это происходит от прослушанной музыки.
Вопросы к детям:
Что звучало?
Как называется эта музыка?
Какое она выражает настроение? (праздничное, взволнованное, стремительное)
Какой характер в музыке? (бодрый, радостный, солнечный, сверкающий)
Что можно делать под эту музыку? (танцевать)
Как называется этот танец (вальс)
Музыкальный руководитель.
Правильно дети. Сейчас прозвучал вальс. Наше занятие сегодня будет посвящено только
вальсу-«Королю» всех танцев. Вальс – это немецкое слово, которое в переводе на русский язык обозначает «вращаться, кружиться».Это бальный танец. Его танцуют парами,кружась и вращаясь.
Дети,послушайте стихотворение о вальсе.
Когда-то средь шумного бала,
Где пел под ногами паркет,
По-новому скрипка сыграла
И вальс появился на свет.
Он с ласточкой в небе мелькает,
Летит, над волною звеня,
И сам на танец приглашает
С поклоном тебя и меня.
Сейчас можно оглянутся назад и припомнить, какие танцы были в моде раньше. Сначала появился американский фокстрот, затем танго, хабанера. Потом вся Европа стала танцевать чарльстон. Его
Сменили 40-е годы рок-н-ролл, буги-вуги, твист.
Каждый танец уступал место новому. И только один танец не уступает никому- это вальс-«король танцев».Вот уже более 200 лет! При звуках этого танца хочется кружиться и кружиться.»Смеется вальс над всеми модами века»,-поется в песне.
Музыкальные ученые обнаружили,что вальсы бывают разные и по жанру и по характеру. Есть вальсы бальные, эстрадные,симфонические,вальсы-песни, вальсы-целые сцены, оперные или
балетные.
Бывают вальсы «крошки» и вальсы-«гиганты», и что особенно важно: веселые и грустные, бравурные и таинственные, поэтические и бурно- мятежные, даже трагические.
Но у всех у них общее свойство – у них трехдольный размер. Мы можем продирижировать любым вальсом на 3 доли, как бы рисуя в воздухе треугольник.
Сейчас мы с вами попробуем дирижировать «Вальс»….Дирижерский жест вам уже знаком.
Дети дирижируют правой рукой, описывая в воздухе треугольник. Во время дирижирования музыкальный руководитель держит в руках музыкальный треугольник для большего восприятия
детьми.
Музыкальный руководитель.
А теперь давайте вспомним с вами, какие вальсы мы слушали, пели и танцевали в детском саду.
Начнем с вальсов «крошек».Вот пример самого простенького и очень старого вальса. Его написал
Вольфганг Амадей Моцарт, когда ему было 5 лет. Послушайте его.
Попробуйте пропеть его на слог «ля».Вам что-нибудь напоминает эта мелодия? Какие слова сами просятся к этой мелодии? Что у вас получается? Правильно: «Жил –был у бабушки серенький козлик…» Оказывается, эта смешная детская песенка –вальс. Согласны? Давайте проверим. Дирижируем.
Когда вы были в старшей группе, то слушали «Вальс» Д. Б. Кабалевского. Послушайте его и
Скажите, какое он передает настроение?
В исполнении музыкального руководителя звучит «Вальс» Д. Б. Кабалевского. (настроение задумчивое,печальное. ласковое ; характер в 1 части- взволнованный, возбужденный. во
2-ой- мягкий, грустный).
Музыкальный руководитель.
Теперь вспомним вальс –песню,как вы думаете, что это за песня (Музыкальный руководитель на слог «ля» поет первую фразу песни «Сарафан надела осень» .Дети должны узнать эту песню и подпеть до конца мелодию 1-го куплета).Дети, это песня-вальс. Под эту музыку мы можем и петь,и танцевать.
Ребята, вы немного устали. Давайте с вами проведем небольшую танцевальную минутку. Вспомним и станцуем вальс с осенними листами.
Дети исполняют вальс с осенними листочками под вальс из к. ф. «Осенний марафон».
Музыкальный руководитель.
Теперь я вам предлагаю музыкальные загадки. Ваша задача отгадать названия музыкальных произведений- вальсов по мелодии. (Музыкальный руководитель исполняет на ф-но)
1. «Танец бусинок» А. Черемухина.
2. «Вальс» Е. Тиличеевой.
Дети отвечают. Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить «Вальс» Тиличеевой
на металлофонах в сопровождении фортепиано.
Музыкальный руководитель.
Дети,все эти маленькие вальсы- «крошки».Теперь поговорим о вальсах-«гигантах», т. е. о больших вальсах. Когда называют имя композитора Иоганна Штрауса, то мы имеем в виду, что было двое Иоганнов Штраусов - отец и сын. И оба они писали замечательные вальсы. Мы знаем. Что эта семья дала миру четырех выдающихся композиторов: отца и трех его сыновей. Каждый из них создал сотни вальсов. Но самые известные вальсы у Иоганна – сына. Его до сих пор называют «королем вальса». Он написал около 500 вальсов. Среди них такие шедевры: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» и другие.
Он написал 16 оперетт, в том числе «Цыганский барон», «Летучая мышь», в которых звучат чудесные вальсы. Вальс был его стихией. Послушайте сейчас фрагмент вальса И. Штрауса «Сказки венского леса».
Звучит вальс И. Штрауса «СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА»
Музыкальный руководитель.
Иоганн Штраус писал вальсы дома, в пути, в карете в номере гостиницы, во время дружеской пирушки, на манжетах рубашки, ночью записывал на подушке. Очень часто использовал народные мелодии. Его вальсы покорили Европу. Несколько летних сезонов И. Штраус со своим оркестром «он был еще прекрасным скрипачом и дирижером» выступал в России. Посвятил ей вальсы «Петербургские дамы», «Прощание с Петербургом».
Вальсы писали многие композиторы: Шуберт, Вебер, Шуман, Шопен, Глинка. Широко известны вальсы Прокофьева, Свиридова, Хачатуряна.
Тульские композиторы тоже пишут вальсы. Мы с вами живем в Зареченском районе. В этом году Зареченскому району исполняется 80 лет. И вот специально для зареченцев тульский композитор И. Михайловский написал песню «Зареченский вальс». Послушайте 1-ый куплет песни – вальса.
Звучит «ЗАРЕЧЕНСКИЙ ВАЛЬС» И. Михайловского.
Музыкальный руководитель.
Да, вальс живет! Его танцуют и взрослые, и дети. Под его чарующие, волшебные звуки несутся и кружатся пары. Он звучит на детских утренниках, на новогоднем балу в школе.
И по радио, и по телевидению. Поют его в хоре, на эстраде, разучивается на различных музыкальных инструментах.
И радуется душа, когда слышишь расцвеченный всеми цветами симфонической музыки великолепные вальсы.
Итак, да здравствует вальс! Наш старый друг, прекрасный и вечно юный!
Дети, я вас приглашаю на вальс!
Звучит «ВАЛЬС» А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад».
Танец начинают две пары детей, затем к ним присоединяются остальные.
Музыкальный руководитель.
На этом наше занятие закончено. На следующих занятиях мы с вами продолжим разговор о вальсе.