Арина Грачева
Домашний практикум для детей и взрослых «Расслабляемся вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир полон стрессов, поэтому важно как можно раньше создать для детей благоприятные условия для полноценного развития, помочь справиться с эмоциональными нарушениями: тревожностью, неуверенностью, нерешительностью. Ребёнок никогда не скажет «Мне тревожно», в лучшем случае, скажет «У меня не получается» или «Я не хочу/я боюсь/я не буду» и покажет своим поведением, что испытывают беспокойство, неуверенность. Фоновая тревога, тревожность стала актуальной темой в профилактике эмоционального неблагополучия. Из тревожных детей вырастают взрослые люди, которым сложно проявить себя в полной мере, самореализоваться, строить полноценные отношения, создавать семью.
Публикация «Домашний практикум для детей и взрослых „Расслабляемся вместе!“» размещена в разделах
В семье закладываются основы становления личности. Поэтому крайне важно создавать в семье положительную атмосферу, укреплять взаимопонимание, помогать ребёнку формировать положительное самоотношение, справляться с трудностями, развивать лучшие качества. Семейный досуг можно разнообразить с пользой для всех членов семьи, включив в него простые игровые приёмы и упражнения, направленные на снижение внутреннего напряжения и повышение стрессоустойчивости.
Использование игровых приёмов и упражнений основано на том, что:
- игра – это ведущий вид деятельности у дошкольников, нужно дать им возможность наиграться до поступления в школу;
- игра универсальна и доступна для любого возраста, мы играли, играем и будем играть всегда;
- игра сама по себе снимает напряжение, даёт возможность выплеснуть эмоции;
- игра улучшает настроение, атмосферу в семье и ведёт к её сплочению;
- игра развивает внимание, память, мышление, воображение, речь, двигательные функции – всё это необходимо для развития ребёнка;
- игровые упражнения полезны для повышения уверенности и самооценки ребёнка, способствуют самопознанию.
В материале представлены простые игровые задания-упражнения, которые можно делать всей семьёй во время праздников, дней рождения. Они не требуют специальных условий и особенно полезны для детей с повышенной тревожностью и чувствительностью нервной системы. Возраст от 3-х лет.
1. Игровое упражнение «Пьедестал» для повышения уверенности и самооценки
Возьмите за правило не реже одного раза в неделю отмечать у ребёнка успехи, даже самые малые. Например, в выходной день, когда вся семья в сборе.
Поставьте в центр комнаты стул, предложите ребёнку встать на него (будьте рядом, чтобы ребёнок не упал). Мама или папа (бабушка, дедушка, сестра и т. д.) начинают перечислять то, что у ребёнка получалось хорошо, например, в течение недели: сам ежедневно застилал кровать, помогал убирать со стола, сам убирал игрушки, отлично прочитал стихотворение на утреннике и т. п.). Затем все хором громко говорят: «Саша, ты молодец!» и аплодируют. Можно спросить у ребёнка, какое у него настроение, рад ли он этому, чтобы зафиксировать на эмоциональном уровне его ощущения – положительный эмоциональный опыт. Записывайте успехи ребёнка в блокнот, чтобы ничего не забыть.
2. Игровое упражнение «Крокодил» для выплеска накопившихся негативных переживаний
Чувствительным, тревожным детям нужно помочь отреагировать тревоги и страхи. Игра «Крокодил» именно на это и нацелена. Выберите из членов семьи, кто будет «крокодилом». Он должен сложить ладони рук так, чтобы они напоминали пасть крокодила. Открывая и закрывая ладони («челюсти», «крокодил» ходит за игроками и пытается поймать кого-либо, ухватив за руку, ногу, плечо и т. д. Пойманный становится «крокодилом». Как правило, игра проходит весело, шумно и очень нравится детям. Можно играть даже вдвоём.
3. Игровое упражнение «Солдатик и тряпичная кукла» для снятия напряжения (релаксация)
Игра помогает расслабиться, когда предстоит важное событие, например, выступление на утреннике, концерте, перед посещением врача, при приходе в садик, если у ребёнка идёт адаптация и т. д.
Задача – помочь ребёнку быстро напрячь мышцы и быстро расслабить. Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет изображать поочерёдно солдатика и тряпичную куклу. Перед игрой поясните ребёнку, кто такой солдатик, как он стоит навытяжку, покажите. Затем поясните ребёнку, как выглядит тряпичная кукла – голова опущена, руки болтаются вдоль тела, коленки полусогнутые, покажите это. Пусть ребёнок повторит то, что вы показали, потренируется. Далее предложите поочерёдно менять позы по командам «солдатик» – тряпичная кукла». В каждой позе ребёнку нужно пробыть несколько секунд. Играйте, пока ребёнку это будет интересно. Похвалите его. Делайте это вместе с ребёнком!
4. Игровое дыхательное упражнение «Шарик»
Это упражнение направлено на расслабление. Вы предлагаете ребёнку представить, что он надувает шарик. Спросите у ребё нка: «Какого цвета шарик ты будешь надувать? Сделай вдох через нос, сделай губы дудочкой (покажите, сделай выдох через рот, представляя, что ты надуваешь шарик. Ещё раз. И ещё раз. Молодец! Скажи – я спокоен». Упражнение можно делать как перед напряжённой ситуацией, так и после неё.
5. Игровое упражнение «Радужный дождик» для снятия напряжения, расслабления перед сном
Дети очень любят водные процедуры. Игра подойдёт для приёма ванны или душа перед сном. Поливайте из душа ребё нка и комментируйте при этом: «Прикрой глазки, представь, что это не просто вода, а радужный дождик льётся на тебя, разноцветные струйки сбегают по тебе, по твоей голове, щечкам, шее, плечам, рукам, животику, спине, ногам. Представь, какого цвета эти струйки… Почувствуй, как приятно прикосновение радужного дождика к твоему телу. Тебе становится спокойно и хорошо. Этот удивительный радужный дождик обтекает всё твоё тело. Давай подышим – вдох, выдох (показать). С каждым вдохом ты наполняешься силой, здоровьем. Молодец! Радужный дождик желает тебе спокойной ночи». После этого сон ребёнка будет более спокойным.
6. Игровая арт-техника «Каракули»
Это весёлое путешествие в свой внутренний мир. Технику выполняйте обязательно вместе с ребёнком. Инструкция:
1. На листах А4 цветными карандашами или мелками вы и ребёнок рисуете любые линии, завитушки, каракули, не задумываясь. Рука двигается свободно. Выбирайте любые цвета, 3-5.
2. Можно рисовать одной рукой, двумя одновременно или поочерёдно. Полезно рисовать левой рукой, если ребёнок правша.
3. Рассмотрите каракули. Попробуйте найти среди них образы – фигуры, цифры, предметы, включите воображение. Помогите в этом ребёнку. Обычно получается 10-15 образов. Обведите эти образы цветными карандашами, выделите их и дайте интересные названия.
4. Обсудите с ребёнком, спросите, что нравится в рисунке, что не нравится, может, что-то пугает. Можно спросить ребёнка про образ, который ему особенно понравился или нет, задать вопросы: «Как ты думаешь, о чём он думает, что делает, что чувствует, какое у него настроение? Он весёлый или грустный, сердитый или добрый, смелый или пугливый? Почему?». Если ребёнку трудно отвечать, не наставайте.
5. Расскажите ребёнку про свои образы. Попробуйте сочинить историю вместе с ребёнком про какой-либо образ.
Техника психотерапевтическая, глубокая. В домашних условиях вы создаёте для ребёнка условия для самовыражения. Техника сама по себе помогает отреагировать вытесненные в подсознание чувства.
Представленные игры-упражнения – это далеко не полный набор того, во что вы можете играть со своим ребёнком. Играйте чаще в любые игры, которые нравятся и приняты в вашей семье.