Мужикова Наталья Александровна
Логопедические пятиминутки «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Активизация и уточнение словаря
Повторить понимание обобщающего понятия "домашние животные". Уточнить, каких домашних животных знают дети. Объяснить значение слова «питомец» (чей-нибудь воспитанник).
«Дополни» Корова, лошадь…
Публикация «Логопедические пятиминутки „Домашние животные“» размещена в разделах
Назови лишнее слово
Лошадь, корова, собака, заяц.
«Кто как кричит?» Предложите ребенку закончить вашу фразу звукоподражанием:
Кошка мяукает. Как? (Мяу-мяу.)
Корова мычит. Как? (Му-му-му.)
Собака лает. Как? (Гав-гав-гав.)
Лошадь ржет. Как? (И-го-го.)
Коза блеет. Как? (Мэ-мэ-мэ.)
Свинья хрюкает. Как? (Хрю-хрю.)
2. Развитие грамматического строя речи
Игра с мячом «Назови ласково»
Кот-котик, кошка – …
собака — …
овца-….
лошадь-… и т. д
Игра "У кого - кто?"
У кошки - котенок (котята).У лошади -. У свиньи -. И т. д.
Игра «У кого что?»
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос-пятачок?
Игра «У кошки или у котенка?»
Называем части тела животных (в уменьшительно-ласкательной форме) : лапы (лапки, усы (усики, хвост (хвостик, шерсть (шерстка).
- У кого лапы? (- У кошки.)
- У кого лапки? (- У котенка.)
3. Развитие связной речи
Иллюстрация «Собака со щенятами»
Демонстрируем детям картинку, задаем вопросы, помогаем правильно ответить на них: Кто это? (Собака.) Какая собака? (Большая.) Кто у собаки? (Щенята.) Какие щенята? (Маленькие.) Что делает собака? (Стоит.) Читаем рассказ два раза, побуждаем детей повторять отдельные словосочетания.
Собака и щенята
Это собака и щенята. Собака большая, мохнатая. У нее длинные уши и добрые глаза. Собака стоит около крыльца и смотрит на своих щенят. Щенята маленькие, забавные. Два щенка играют на коврике. Один щенок залезает на скамейку. Еще один щенок играет с мячиком на крыльце. Самый послушный щенок сидит около собачки.
4. Развитие дыхания
Дыхательные упражнения
• Надуть щеки и удержать набранный воздух.
• Втянуть щеки и расслабить их.
• Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).
5. Развитие фонематического слуха
«Жмурки». Малыш закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, музыкальная игрушка, колокольчик и др.).
«Где кошка?» Взрослый «мяукает» тихо или громко, а дети угадывают, где кошка - близко или далеко. Затем дети должны позвать кошку «кис-кис-кис» громко, если она далеко, и тихо, если близко.
6. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
Пальчиковая гимнастика «Коза—Корова», подвижные игры «Кот и мыши», «Корова».
СТИХИ
Пошел котик под мосток,
Поймал рыбку за хвосток,
Думает-гадает,
Как быть — не знает:
Или съесть,
Иль отпустить,
Или деток угостить.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет —
Забодает, забодает, забодает.
Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чистом поле погуляй.
А вернешься вечерком,
Напоишь нас молоком.
Васька — толстый рыжий кот, Он у бабушки живет.
Хрюшка — розовая свинка, Хвост крючком, в щетинке спинка.
ЗАГАДКИ
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт?
(Корова)
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
(Кот)
Спереди — пятачок,
сзади — крючок,
Посередине спинка,
а на ней щетинка.
(Свинья)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
(Собака)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Кот и мыши»
Выбирают водящего - кота.
Дети проговаривают слова вместе со взрослым:
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше.
Тише, мышка, берегись.
И коту не попадись!
На последних словах «кот» начинает ловить «мышей». «Мыши» убегают от него.
«Корова»
Дети выполняют движения, подражая, и произносят за ним словосочетания.
«Му-му-му! — мычит корова.
Забодаю Катю с Вовой
Вы не пьете молоко?
Убегайте далеко!»
Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.
Поворачиваются лицом в круг, делают по два поворота вправо — влево.
Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются по группе.
Пальчиковая гимнастика «Коза—Корова»
«Коза» Вперед выставляются указательный и средний пальцы.
«Корова» Вперед выставляются указательный палец и мизинец.
«Коза-Корова» Чередование упражнений.
Артикуляционная гимнастика
1.«Окошко»
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
2.«Улыбка»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3. «Блинчик»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот. Расслабленный язык кладём на нижнюю губу и удерживаем в таком положении считая до 7, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8 раз.
4.«Хоботок»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Как при звуке «у» Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
5. Чередование «Хоботок» - «Улыбка»
Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и», «у - и»,удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
6. «Вкусное варенье»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд и облизнуть ее, убрать в рот. Повторить 8 раз.
7. «Футбол»
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
8. Чередование «Толстячки - худышки»
Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
9. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.