Ильина Ольга
Конспект НОД с использованием технологии проблемно-диалогического обучения «Дома разных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
с использованием технологии
проблемно-диалогического обучения
для детей старшей группы
Подготовила:
Воспитатель Ильина О. И.
Цель: развивать познавательную активность детей, уточнение представлений детей о разнообразии человеческих жилищ разных народов, используя технологию проблемно-диалогового обучения.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект НОД с использованием технологии проблемно-диалогического обучения „Дома разных народов“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- актуализировать знания детей о домах разных народов, о их разнообразии, уникальности и природосообразности;
- формировать представления детей о зависимости типов жилья от места проживания человека;
2. Развивающие:
- развивать умения:
• искать информацию, обрабатывать её и анализировать;
• видеть (слышать) точку зрения другого;
• договариваться и находить общее решение;
- развивать диалоговую речь;
- расширять и активизировать словарный запас;
- развивать познавательный интерес, мышление, внимание;
3. Воспитательные:
- формировать нравственные качества детей, способствующие межэтнической социализации;
- обеспечивать диалоговое общение, активное взаимодействие и партнёрской позиции детей и взрослого в процессе познания;
- формировать нравственные качества детей, воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, взаимопомощь;
Предварительная работа:
1) рассматривание глобуса, географического атласа,
2) беседы о разных странах и народах.
Словарь: иглу, юрта, вигвам, эскимос, индеец, башкирка.
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материал:
демонстрационный: конверт с письмом и изображениями детей разных народов и их жилищ, схема постройки вигвама, энциклопедия, кусок войлока
раздаточный: деревянные палочки, кусочки ткани, верёвка, картинки с изображением домов разных народов и представителей разных народов, бумага формата А3, клей-карандаш, фломастеры
Ход занятия
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, я сегодня встретила почтальона и он передал нам письмо. Давайте откроем его и посмотрим, что там написано. (В конверте письмо и изображения детей-представителей разных национальностей: индеец, эскимос, башкирка.)
Письмо: Здравствуйте, ребята! Мы приехали в ваш город на экскурсию, нам очень здесь понравилось и теперь нам надо возвращаться обратно, но мы потерялись. Помогите нам вернуться домой, мы очень надеемся на вас. Мы все разных национальностей и живём в разных домах.
Воспитатель: Ребята, поможем этим детям? Дети: ответы детей
Воспитатель: А, в письме было сказано, где они живут? Дети: ответы.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в конверте есть подсказка!
(Достаю из конверта картинку, на которой изображена семья, стоящая рядом с домом).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за строение? Дети: ответы
Если дети затрудняются ответить, вспоминаем, что нужно сделать, когда чего-то не знаешь:
- спросить у взрослого;
- поискать информацию в интернете;
- поискать информацию в энциклопедии.
Воспитатель: Ребята у нас есть энциклопедия о жилищах разных народов мира. Там есть изображения разных домов. Давайте возьмём энциклопедию и поищем похожее изображение.
(Листают энциклопедию и находят изображение).
Воспитатель: Да, правильно, мы нашли похожий дом. Кто догадался из чего он сделан? Дети: ответы
Воспитатель: Да, вы правы он из снега и льда. А где может находится такой дом?
Дети: ответы (на севере)
Воспитатель: А как вы думаете, кто эти люди около дома?
Дети: ответы
Воспитатель: эти люди эскимосы. Они живут на Крайнем Севере.
Воспитатель: Подумайте, а можно на севере сделать дом из другого материала?
Дети: ответы
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам порассуждать. Из чего традиционно строят дома? Дети: ответы
Воспитатель: Есть ли на Крайнем севере деревья? Дети: ответы
Воспитатель: Так из чего же строить дома? (Из того, что есть под рукой. А там много снега.) Итак, в природе ничего не происходит случайно. Природа все предусмотрела, человеку только остается воспользоваться ее дарами.
Воспитатель: Ребята этот дом называется иглу. Давайте мы обратимся к энциклопедии, которую вы рассматривали. Послушайте, что там написано:
Иглу - это куполообразная конструкция из снежных или ледяных блоков. Высота постройки составляет чуть более человеческого роста, около 2 метров.
Внутреннее помещение застилается шкурами. Для обогрева жилища и его освещения используются плошки-жирники. Когда зажигают огонь в хижине, ее внутренняя поверхность быстро оплавляется, становится гладкой. И сразу таяние снега и льда прекращается. Образовавшаяся пленка делает жилище теплее и прочнее.
Воспитатель: Как вы думаете, кому из потерявшихся детей может принадлежать этот дом?
Дети: ответы
: Предлагаю сформулировать вывод.
ВЫВОД 1. Это дом эскимоса, он называется иглу. Он находится на Крайнем Севере.
В этом доме может жить потерявшаяся девочка- эскимос.
Физ. Разминка:
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой, (присесть, «поднимая ведро и выливая воду»)
Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём, (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом. (потянуться на носочках, руки вверх (большой дом)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, в моём конверте ещё одна подсказка.
(Достаю из конверта картинку с изображением схемы вигвама)
Воспитатель: Ребята, здесь схема постройки жилища. Давайте попробуем построим по этой схеме дом.
(Воспитатель подводит детей к столам, на которых приготовлены наборы для постройки этого дома).
Воспитатель: Смотрите, здесь деревянные палки, кусок ткани, верёвка, картон, пластилин. Это то что нужно, чтобы построить этот дом.
Воспитатель: Прежде чем мы начнём работать, предлагаю разделиться на 2 команды. (воспитатель предлагает детям вытащить из ёмкости по одной фишке. Фишки красного цвета – команда № 1, фишки синего цвета – команда № 2). Команды встают вокруг своих столов и, используя необходимые материалы, выполняют работу. Педагог проводит индивидуальную работу.
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, что у вас получилось?
Воспитатель: Вы знаете, как называется этот дом?
Дети: ответы
Воспитатель: Тогда вспоминайте, что мы делаем, когда чего-то не знаем.
Дети: ответы (Мы спросим у взрослого. Посмотрим в энциклопедии или в интернете)
Воспитатель: Хорошо, давайте найдем ответ в энциклопедии.
Это жилище называется вигвам. Он является основным жилищем североамериканских индейцев. Строится вигвам следующим образом: втыкается центральный столб, затем сооружался каркас из жердей и поверх жердей накрывался любым подручным материалом. В качестве материала могло быть и кора деревьев, и плетеные циновки, и шкуры животных.
Воспитатель: А кто может жить в таком доме?
Дети: ответы
Воспитатель: Кому из детей, изображённых на картинках, принадлежит этот дом?
Дети: ответы
Воспитатель: как вы догадались? Дети: ответы
Воспитатель: А теперь предлагаю сделать второй вывод.
ВЫВОД 2. Мальчик – индеец, живёт в Северной Америке. Дом индейцев называется вигвам.
Воспитатель: В конверте ещё что-то осталось, давайте посмотрим. (Достаю последнее изображение.) Что здесь изображено? Дети: ответы
Воспитатель: Знаете, как он называется?
Дети: ответы
Воспитатель: давайте опять обратимся к нашей энциклопедии и узнаем, что же это за дом.
Юрта - переносное летнее жилище кочевников-скотоводов. Это жилище строят, башкиры и другие кочевые народы. Юрту строят из раздвижных деревянных решёток и жердей, а сверху покрывают всё это войлоком, который валяют из шерсти овец. Из войлока делают ковры, которыми накрывают сверху каркас. Войлок - очень прочный, он не пропускает ветер, дождь. Такая юрта быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение всего одного часа. Юрта легко перевозится на верблюдах и лошадях.
(Воспитатель показывает детям войлок, даёт потрогать)
Воспитатель: Это и есть войлок. Потрогайте его. Какой он на ощупь? Дети: ответы
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно этот материал используется для постройки юрты? Дети: ответы детей
Воспитатель: Вспомните наш разговор. Природа сама подсказывает людям, из чего им строить дом. Юрта сделана из шерсти овец. А народ – скотоводы. Значит, для них - это самый доступный материал. Им покрывают юрты, делают из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы.
Воспитатель: Как вы думаете, кому может принадлежать этот дом? (Ответы)
Дети: ответы
Воспитатель: А кто эта девочка? Дети: ответы
ВЫВОД 3. Эта девочка башкирка. Её дом называется юрта. Такие дома строят люди, живущие в степях и ведущие кочевой образ жизни. Значит наша гостья приехала из Башкирии.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали где и в каких домах живут наши гости. А как же мы им поможем добраться домой? Дети: ответы
Воспитатель: Я согласна с вами, давайте, сделаем карту, чтобы им легче было найти дорогу домой. Предлагаю такой порядок работы:
- одна подгруппа приклеивает картинки с изображением детей,
- вторая подгруппа наклеивает картинки с изображением домов
- третья подгруппа рисует стрелками путь к домам.
Дети на листе формата А3 приклеивают изображения домов, людей и показывают стрелками, кто в каком направлении должен идти. Потом показывают получившуюся карту, объясняют, где живут гости, как называется их дом и как им вернуться домой.
Воспитатель: Прекрасно, что все так благополучно закончилось. Хорошо, что эти дети нашли свои дома, ведь нет ничего важнее в жизни, чем родной дом. Ребята, вспомните пословицы и поговорки о доме:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Нет места лучше дома.
Дома и стены помогают.
Мой дом – моя крепость.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все мыслите правильно. Мы все живем в разных странах и городах. Но все мы должны дружить, потому что наш общий дом – планета Земля.
Сегодня мы с вами узнали, что дома могут быть самыми удивительными! Но таких домов еще очень много. Если вам это интересно, то предлагаю вам в ближайшие дни продолжить знакомство с разными домами.
Наше занятие подошло к концу.