Светлана Иванова
Конспект занятия «Дом под крышей голубой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа»,
Группы дошкольного образования Тындинского района
«Земля –
наш общий дом»
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории
Иванова С. С.
Октябрь 2014
ЦЕЛЬ. Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу.
Программное содержание.
1. Показать Землю, как общий дом всех людей и всех живых су-ществ, живущих рядом с человеком.
Публикация «Конспект занятия „Дом под крышей голубой“» размещена в разделах
2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как усло-вие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
3. Способствовать осмыслению своего места в системе всех зем-ных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
4. Воспитывать доброе заботливое отношение к окружающему миру.
Оборудование. Презентация на тему «Земля – наш общий дом», мультимедийное оборудование. Песня «Если все подружатся…»
Предварительная работа. Знакомство детей с картой мира, с картой солнечной системы, наблюдения в природе, проведение опытов определяющих свойства воды, воздуха.
Словарная работа. Планета, природа, растения, животные, насекомые, лиственница,
Организационный момент.
Дети сидят на ковре, воспитатель читает стихотворение В. Орловой
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и ночной прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем –
Природою родной Земли
Зовется этот дом!
Воспитатель. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего обычного дома, то попадаем в другой мир. Это мир Природы.
– Ребята, как вы думаете, что такое природа? (ответы детей).
Воспитатель. Мир природы – это растения, птицы, рыбы, животные, насекомые. Он такой разнообразный и неповторимый!
Все от тополя до забора,
До большого темного бора,
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А еще медведь и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Основная часть.
Воспитатель. У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
– Ребята, как можно назвать наш общий дом? (Ответы детей.) «Земля»
– Наш общий дом – это планета Земля.
– Земля – это общий, чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, насекомых, рыб, растений.
Исполняется песня «Если все подружатся»
Воспитатель.
– Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (без воздуха,
без воды, без солнца).
– А человек может жить на Земле без природы?
– Почему? (Ответы детей)
– Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни.
– Почему? (воздух нужен для дыхания. Человек может жить без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.).
– А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Без воды немыслимо существование всех живых организмов.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Физкультминутка.
Педагог читает загадку, дети выполняют движения:
Кто-то утром, не спеша,
(Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар,
(Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук –
(Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг.
(Повороты в стороны.)
Что это за шар?
Дети (хором). Солнце.
Воспитатель. Ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб.)
Колючий недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной.
(Ежик)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – но не летаю.
(Рыбка)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень)
Не сосна я и не елка
Только осень на порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок.
(Лиственница)
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьки листочком
Притаилась попрыгушка Пучеглазая. (лягушка).
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это.
(снегири).
Провести игру «Птицы»
Перед игрой воспитатель предупреждает: «Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно топать.
Воспитатель.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Дети топают.
Воспитатель. Что неправильно?
Дети. Мухи!
Воспитатель. А мухи кто?
Дети. Насекомые.
Воспитатель.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Если дети не обратят внимание на слово «куницы», воспитатель останавливается и шутя заостряет внимание на этом.
Воспитатель.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки…
Дети топают.
Воспитатель.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Воспитатель. Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!
– Сможет ли человек один жить на Земле?
– Без птиц, без животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов? (Ответы детей).
– Конечно же нет.
– Хотя человек и самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, на поезде ездит быстрее оленя. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц.
– Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком человек,
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!».
Проводится дидактическая игра: «Почему так нельзя делать?»
Воспитатель. Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке. Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик,
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка –
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу.
Только я не хочу!
Я добрый великан.
Заключительная часть.
Рефлексия деятельности: о чем сегодня разговаривали и чем занимались.
Первый ребенок.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Второй ребенок.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Третий ребёнок.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Все дети.
Такая планета нужна нам с вами!