Болодьян Олеся Петровна
Долгосрочный проект «Читательский дневник» для средних дошкольников и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
совместной деятельности детей среднего дошкольного возраста
и их родителей
Тема: «Читательский дневник»
Автор – разработчик Болодьян Олеся Петровна
воспитатель детского сада ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
высшая квалификационная категория
№ тел. 8 918 417 98 52
Адрес проживания:
Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский,
пер. Московский, д. 4а
Актуальность:
Публикация «Долгосрочный проект „Читательский дневник“ для средних дошкольников и их родителей» размещена в разделах
Сказка является универсальным педагогическим инструментом, который призван передавать богатый жизненный опыт предков, обучать и воспитывать новые поколения, причём в форме простой и ненавязчивой — в виде увлекательного и забавного повествования.
Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. А. Н. Толстой
Дать ребёнку новые знания, в которых остро нуждается его пытливый ум, научить вести себя, но без нудных нотаций, поможет сказка.
Сказка помогает решать многие обучающие и развивающие задачи, предусмотренные программой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
• Учит детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, вызывает эмоциональный отклик на описываемые события, поступки героев.
• Способствует социализации ребёнка, обогащает его представления не только о предметах и явлениях окружающего мира, но и о взаимосвязях между ними. Следя за сюжетом сказки, дети усваивают, что поступки, действия персонажей влекут за собой другие события и поступки.
• Развивает мышление, память. Ребёнок учится делать простые умозаключения, поясняет цепь событий, высказывает собственное мнение о произошедшем. В средней группе дети начинают понимать разницу между реальными и сказочными событиями. Дошкольникам становится доступна юмористическая составляющая сказок, что свидетельствует о быстром развитии интеллекта, его «взрослении».
• Развивает речь: монологическую и диалогическую (рассказывание по ролям). Если сказка интересна детям и вызвала отклик, ребята охотно участвуют в её обсуждении, отвечают на вопросы по содержанию.
1
• Активизирует навыки словотворчества (дети дают имена героям, придумывают новых персонажей и сказочные предметы, их качества, волшебные свойства).
• Обогащает речь эпитетами, сравнениями, уменьшительно-ласкательными формами слов (травушка, коровушка, землица и пр., способствует выработке плавности речи.
• Учит воспринимать не только короткие художественные произведения, которые читают целиком, но и большого объёма, разделённые на 2–3 части
Нельзя недооценивать и воспитательное значение сказок. В них всегда побеждают герои, наделённые положительными моральными качествами, а персонажи, имеющие отрицательные черты и совершающие плохие поступки, высмеиваются и терпят поражение. Доброта, трудолюбие, честность, порядочность — эти нравственные категории трудно объяснить детям, но посредством сказки они усваиваются легко и запоминаются надолго.
Цель сказки — воспитать в ребёнке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. К. И. Чуковский.
Пояснительная записка: Не секрет, что в наше время родители мало читают детям. Когда-то традиции рассказывать сказки передавались в семье из поколения в поколение.
Суть проекта : Объединить усилия педагогов и родителей в работе по укреплению семейных традиций: чтение детям, общение родителей с детьми по прочитанному, совместное творчество. Помочь родителям преодолеть трудности и стать активными участниками в жизнедеятельности ребёнка дома и в детском саду.
Обоснование проекта :
Одним из эффективных методов работы с детьми любого возраста является метод проектной деятельности. В ходе проектной деятельности родители вместе с детьми исследуют различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения.
Данный творческий проект на тему "Читательский дневник" важен тем, что ребёнок больше общается с родителями, делится со сверстниками своим литературным опытом, а также, развивает желание принимать активное участие в совместной деятельности с родителями. Кроме этого, ребенку очень важно, чтобы другие дети, воспитатели увидели творческие способности родителей.
Цель проекта : Знакомство детей с художественной литературой. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми в детском саду, посвященную развитию памяти и речи детей.
Задачи:
- познакомить детей с художественной литературой соответствующей возрасту;
- развивать у детей речь, память, умение делиться литературным опытом;
- развивать творческие возможности детей и их родителей;
- развивать внимание, усидчивость, аккуратность, мелкую мотору рук;
- воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.
Участники: дети, родители, воспитатели, педагог психолог.
Продукты проекта : читательские дневники.
Теоретическая основа проекта :
- привлечь родителей к участию в воспитательном процессе детей группы;
- заранее выявить и повысить творческий потенциал родителей;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
2
- создание эмоционального комфорта в группе для родителей и детей в ходе проведения совместных мероприятий.
План проекта :
1. интегрированное занятие «Заяц Хваста»;
2. интегрированное занятие «Сказочные домики»;
3. консультация для родителей «Воспитание сказкой»;
4. родительское собрание «Роль сказки в жизни ребёнка»;
5. мастер класс для педагогов «Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста»;
6. драматизация сказок «Репка»; «Колобок»; «Теремок»;
7. картотека «Пословицы и поговорки по сказкам»;
8. картотека «Загадки по сказкам»;
9. подвижные игры по сказкам;
10. картотека игр по сказкам.
Результат:
- дети с радостью делятся литературным опытом рассказывая по своим читательским дневникам;
- сформулировать выводы по итогам реализации проекта;
- спланировать перспективу дальнейшей работы с родителями.
Анализ проекта :
Родители сплотились, увлеклись, сами придумывают варианты читательского проекта. Будем продолжать работу в данном направлении.