Оксана Параничева
Долгосрочный проект «Сказкотерапия как метод совершенствования духовно-нравственного воспитания и средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: 1 год.
Исполнители: воспитанники старших возрастных групп, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников (законные представители).
Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Цель: воспитание нравственных понятий посредством сказки.
Задачи занятий с элементами сказкотерапии :
- формировать у детей представление о добре и зле;
Публикация «Долгосрочный проект „Сказкотерапия как метод совершенствования духовно-нравственного воспитания и средство развития речи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- формировать у детей представление ценности дружбы и семьи, о взаимопомощи;
- формировать представления о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
- формировать навыков конструктивного выражения эмоций;
- развивать у детей интерес к своей личности, к личности другого;
-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
-снижение уровня тревожности и агрессивности;
- развитие речи, умения вести беседу в коллективе;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Актуальность. Многие психологи считают, что именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки, духовно-нравственные понятия. Так же активно формируется речь.
Но в современном скоростном мире родителями все меньше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию детей : различию добра и зла, отзывчивости, помощи, поддержке. Так же с каждым годом возрастает количество речевых проблем. На наш взгляд, сказкотерапия является одним из методов, прекрасно подходящим для преодоления перечисленных проблем в условиях детского образовательного учреждения.
Сказкотерапия — процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со вымышленным миром и, как в жизни, ищет пути решения различных проблем, которые встают перед ним. В результате этого ребенок приобретает опыт, способный помочь ему в реальной жизни.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: формирование интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, коррекция.
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесные методы : беседа; рассказ; обсуждение; сравнивание; чтение литературы.
Наглядные методы : демонстрация наглядных пособий; наблюдение.
Практические методы : игра; изготовление рисунков, аппликаций
В работе используются разные методы в комплексе.
Занятия проводятся с детьми старшего возраста, один раз в месяц.
Продолжительность занятий для этого возраста составляет 25 минут.
Структура всех занятий одинакова:
1. Приветствие.
2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
3. беседа л праавилах поведения в обществе.
4. Чтение сказки, ответы на вопросы к сказке.
5. Физическая активность.
6. Упражнение для закрепления темы (коллективная аппликация или рисунок)
7. Рефлексия.
Занятия предполагают последующую работу воспитателя с детьми в группе :
1. Диагностика детей в начале года и в конце года.
2. Обсуждение сказки с детьми в группе.
Занятия предполагают последующую работу родителей с детьми дома:
1. Рисунок или аппликация по теме.
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети:
- Сформированные представление о добре и зле;
- Сформированные представление ценности дружбы и семьи, о взаимопомощи;
- Сформированные представления о внутреннем мире человека, развитое умение чувствовать и понимать другого;
- Сформированные навыки конструктивного выражения эмоций;
- Развитый интерес к своей личности, к личности другого;
- Развитые способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
- Низкий уровень тревожности и агрессивности;
- Развитая речь, умение вести беседу в коллективе;
- Развитые артикуляционная и мелкая моторики.
Педагоги:
1. Обновление содержания работы духовно-нравсвтенному воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы духовно-нравственных представлений.
3. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
Родители:
1. Повысился уровень осведомлённости родителей о духовно-нарвственном воспитании дошкольников.
2. Просвещение родителей в духовно-нравственном воспитании даёт больший плюс нравственном воспитании детей группы.
3. Увеличилось время совместной деятельности родителя и ребенка
Для отслеживания динамики воспитатели проводят диагностику.
Диагностика проводится в начале и в конце года.
Цели и задачи исследования.
Целью исследования является изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь и нравственное воспитание дошкольников.
В ходе исследования попробуем решить задачи:
- выявить уровень самооценки детей, состояние тревожности в начале и в конце года;
- уточнить особенности самооценки, выяснить представления о нравственных представлениях дошкольников;
- провести анализ результатов.
В ходе исследования будут использованы следующие методики :
1. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна.
2. Исследование изучения осознания детьми нравственных норм.
Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна.
Проводится индивидуально.
Для реализации необходимы лист бумаги и карандаш.
На листе бумаги исследующий рисует вертикальную линию и сообщает испытуемому, что сверху находятся самые счастливые дети, а внизу — самые несчастные.
Ребенка просят обозначить карандашом свое место на линии.
Обработка результатов теста:
0 баллов — нижняя треть линии
1 балл — средняя треть линии
2 балла — верхняя треть линии
Исследование изучения осознания детьми нравственных норм.
Исследование проводят индивидуально.
Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала : «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала : «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста (средний балл)
• 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
• 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
• 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
• 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Результаты диагностики вносятся в таблицы.