Доценко Ирина
Долгосрочный проект «Сказка ложь, да в ней намёк…»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
У детей с нарушением в развитии недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера и проявляется это наличием негативных черт характера: агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм. Отмечаются проблемы формирования нравственно-этических норм: страдает сфера социальных эмоций, дети часто не готовы к «эмоционально тёплым» отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты со взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственных нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке их поступков, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость и отсутствие критики. А сказки привлекают детей и доставляют им большую радость, удовольствие. Играя роль или слушая сказку, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать и отыгрывать различные чувства, эмоции, настроения героев, вживаться в их характер, находить способы конструктивного общения. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств детей с нарушением в развитии.
Публикация «Долгосрочный проект „Сказка ложь, да в ней намёк…“» размещена в разделах
Образовательная область: познавательное развитие, коммуникация, художественно-эстетическое развитие, чтение художественной литературы.
Тип проекта : долгосрочный, групповой.
Вид проекта : социально-педагогический, творческий.
Проблемный вопрос: дети не эмоциональны, редко восхищаются и удивляются, проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены и на окружающий мир они смотрят без интереса, как потребители, а не как творцы.
Цель проекта : усвоение детьми нравственных качеств, формирование представлений о добре и зле через сказки, приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта :
-продолжать знакомить детей со сказками; -способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая сказки;
-учить отражать полученные впечатления в специально-организованной деятельности: изобразительной, речевой, музыкальной, трудовой, игровой;
-способствовать усвоению детьми нравственных качеств: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, простота – хитрость, бескорыстие – жадность и правил доброй, совестливой жизни; -развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память;
-развивать речевую активность детей, навыки коммуникативного общения, память, внимание, обогащать словарный запас.
Методы проекта :
- наглядные - показ презентаций, мультфильмов, картин, иллюстраций, выставок; - практические – совместные творческие действия воспитателя и детей; - игровые – настольные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
- словесные – чтение сказок, рассказов, загадок; пересказ прочтённого отрывка; составление сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам и составление рассказов по картинкам.
Формы реализации проекта :
- познавательные беседы; - развивающие игры; - изодеятельность (лепка, рисование, аппликация); - чтение художественной литературы; - развлечения; - выставки детских работ; - конкурсы.
Ресурсное обеспечение:
- уголок художественного творчества; - серия дидактических и развивающих игр по мотивам сказок; - подборка раскрасок по мотивам сказок; - картотека с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях); - фильмотека (мультфильмы-сказки, художественные фильмы-сказки); - подборка художественной литературы (сказки); - иллюстративный материал художников к сказкам.
Сроки реализации проекта :
В течении года.
Участники проекта : дети и воспитатель.
Ожидаемый результат:
-формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимика, жесты, движения, интонация); -развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной, игровой); -формирование устойчивого интереса к сказкам.
Этапы реализации проекта :
I.Подготовительный этап
-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; -подбор методической литературы для реализации проекта; -сбор информации и необходимого материала для реализации проекта (тематические занятия, беседы, конкурсы, развивающие игры, подбор художественной литературы, подбор мультфильмов и фильмов); -создание условий для продуктивной деятельности, творчества.
II.Основной этап - Беседа «Что такое сказка?»; - Чтение русской народной сказки «Морозко»; - Раскрашивание раскрасок по сказке «Морозко». - Беседа «Виды сказок»; - Просмотр мультфильма «12 месяцев»; - Ситуативная беседа по словацкой сказке в переводе С. Я. Маршака «12месяцев». - Дидактическая игра «Расскажи сказку по серии картинок»; - Лепка-конструирование с применением крупы «Колобок катится по дорожке». - Беседа «Откуда к нам приходят сказки?»; - Чтение русской народной сказки «Заяц Кот и Петух»; - Рисование цветными карандашами «Петушок». - Рассказывание сказки «Заяц Кот и Петух» по мнемотаблице; - Беседа «Кто рисует картинки к сказкам?»; - Рассматривание иллюстраций по сказкам. - Беседа «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» - Просмотр мультфильма «Царевна-лягушка»; - Раскрашивание раскрасок по сказке «Царевна-лягушка»; - Дидактическая игра «Сложи картинку и узнай сказку». - Беседа «А. С. Пушкин и его сказки»; - Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»; - Лепка «Золотая рыбка»; - Развивающие настольные игры. «Пазлы» по сюжетам сказок. - Чтение художественной литературы. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; - Дидактическая игра «Что сначала, что потом»; - Выполнение коллажа по сказкам А. С. Пушкина. - А. Н Толстой и его сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; - Просмотр мультфильма «Приключения Буратино»; - Раскрашивание раскрасок «Любимый герой» (по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключение Буратино»; - Аппликация-конструирование из готовых форм «Буратино». - Беседа «На кого из сказочных героев я похож»;
- Составление с детьми творческих рассказов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»; - Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию к сказке». - Чтение сказочной повести В. Катаева «Цветик-семицветик»; - Беседа «Добро в сказках»; - Выполнение коллажа «Страна сказок».
III.Заключительный этап. -Обобщение результатов, их анализ, выводы; - Проведение викторины «Как хорошо мы знаем сказки».
Литература: - Битютская Н. П. –автор составитель. «Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012. - Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» -М. : ТЦ Сфера, 2005. - Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» -М. : ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001. - Богусловская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста». -М. : Просвещение, 2004. - «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Книга1/ Под общей редакцией С. Г. Шевченко. – «Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т. С. 2015 г.