елена мавричева
Долгосрочный проект «Семейный клуб. Растем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
«Семейный Клуб «Растем вместе».
Обоснование проекта :
Мы живем в эпоху полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, но тут же возникает жесткая проблема нехватки времени для реализации жизненных планов и потребностей. И в этой жуткой погоне за временем и успешностью мы уделяем слишком мало внимания своим детям. Мы засыпаем их дорогими игрушками, записываем во множество кружков и секций желая, чтобы он был счастлив и рос всесторонне развитой личностью, но забываем главное - влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства и т. д. Это позволило вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей.
Публикация «Долгосрочный проект „Семейный клуб, Растем вместе“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» равноправное, творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и образовательных учреждений является важным аспектом развития отечественного образования. Этим характеристикам отвечает конструктивное взаимодействие, обеспечивающее необходимые глубинные связи между педагогами, профессионально организующими данный процесс, и родителями воспитанников. В современном мире развитие конструктивного взаимодействия удовлетворяет потребность в понимании другого, снимает напряжение в отношениях, оказывает поддержку в проблемном поле жизни человека.
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению семьи - полноценного института гражданского общества, передаче опыта в воспитании детей.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Проект предполагает активное включение родительской общественности в жизнь детского сада, презентацию различных форм работы с родителями.
Особенностью проекта является участие родителей в качестве соорганизаторов и инициаторов мастер-классов, площадок и пр.
Широкий спектр тем работы площадок, дискуссий, мастер-классов позволит привлечь родителей воспитанников, создать временные группы для обсуждения актуальных проблем и вопросов дошкольного образования и взаимодействия семьи и детского сада.
Наименование программы Семейный клуб выходного дня «Растем вместе»
Основание
для разработки
Программы Концепция разработки Федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации";
Разработчики Программы Педагог-психолог Мавричева Е. А, музыкальный руководитель Елфимова С. Г.
Цель и задачи
Программы Цель:
создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи:
1. Организовать совместный отдых детей и взрослых способствующий вовлечению в совместную творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение авторитета родителей.
2. Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.
3. Оказать помощь родителям в развитии у детей коммуникативных навыков и умений.
4. Компенсировать проблемы семейного воспитания : выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
6. Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей.
7. Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.
8. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.
9. Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.
10. Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
Срок реализации программы Сентябрь 2022 г – май 2023 г
Исполнители основных
мероприятий
Проекта Педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Целевая аудитория проекта
Воспитатели
Дети
Родители
Ожидаемые конечные результаты проекта Семейный клуб– это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Тематика мероприятий клуба
• Информационно-аналитические (анкетирование и опросы родителей).
• Досуговые (участие в выставках, досугах, праздничные чаепития с играми и конкурсами для детей и родителей).
• Познавательные (консультации и мастер-классы,психологические тренинги).
• Наглядно-информационные (информация на стендах, сайтах, «карманная информация» - буклеты, памятки; фотовыставки, видео презентации).
Тематика мероприятий клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
Неформальный характер работы клуба по интересам позволяет создать активную развивающую среду, обеспечивающую единые подходы к развитию личности в семье и школьном коллективе, а также позволяет существенно обогатить опыт межличностного
общения детей, родителей и педагогов, а также повысить посещаемость в детских садах.
Актуальность. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско-родительский клуб выходного дня "Растем вместе" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.
Новизна. Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб выходного дня "Растем вместе" на базе детского сада. Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, внимания, памяти, и др
Содержание работы: Клуб выходного дня "Растем вместе" создается для детей, от 3 до 8 лет, с целью создания условий для индивидуализации личности ребенка. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте - предметная деятельность, в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Каждая встреча занимает 50-60 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает ребенку почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира ребенка. Занятия проводятся педагогами детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов.
Методы и приемы, используемые в программе:
Организационные;
Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).
Логические.
Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания.
Условия работы клуба :
заседания клуба по согласованию с родителями детей, проводится 1 встреча в месяц;
работа клуба проводится согласно годового плана клуба;
тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей;
формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др. ;
Алгоритм взаимодействия:
Разработка тематического плана семейного клуба.
Создание системы массовых мероприятий по организации досуга для родителей и воспитанников.
Работа семейного клуба проводится в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т. е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.
Широко используется система домашних заданий (объявляется конкурс) для родителей и детей, и их силами организуются фотовыставки, выставки рисунков, плакатов, поделок по заданной тематике. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого конкурса.
Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для культурного времяпровождения детей и родителей от которого выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, у которых такие золотые руки. Родители, учатся проявлять понимание, терпимость и такт в воспитании и обучении ребенка, стремятся учитывать его интересы не игнорируя чувства и эмоции. Вовлеченные в общую с ребенком деятельность, оказывают помощь в реализации его творческих интересов, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Одна из главных задач педагогов в проведении семейного досуга - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей, организации деятельности детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий.
Работа семейного клуба в детском саду способствует:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
-Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
-Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
-Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности…
1 этап проекта - Подготовительный
1. Разработали положение семейного клуба.
2. Разработка плана мероприятий.
2 этап проекта - Практический
Цель практического этапа:
- повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании ребёнка;
- знакомство с культурными, природоведческими маршрутами города, через организацию занимательного развивающего досуга с детьми и родителями в выходной день;
- обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.
3 этап проекта – заключительный
- Анкетирование родителей.
- Презентация работы семейного клуба.
Реализация проекта будет способствовать:
- развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, создание атмосферы сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
- обогащение воспитательных умений родителей, повышение качества досуга в семьях воспитанников ДОУ.
№ Месяц Тема мероприятия Ответственный
1 сентябрь Открытие клуба
Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении Семейного клуба.
1. Наметить и утвердить план работы на год на родительском собрании.
2. Открытие клуба
3. Чаепитие "Будем знакомы"
4. Вводное занятие «В гости к осени»
Мавричева Е. А.
Елфимова С. Г.
2 октябрь Тренинг для родителей "Тропинка родительской любви"
Цель: вооружить родителей основами педагогических и медицинских знаний, необходимых для организации жизни и воспитании детей в семье. Воспитатели
3 ноябрь День Матери.
Цель: развивать потребности в активной двигательной деятельности. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Воспитатели
Музыкальный руководитель
4 декабрь Творческая мастерская "Новогодний фейерверк"
Цель: познакомить родителей с разными формами работы по развитию творческих способностей детей. Формировать умения распределять трудовые действия между взрослым и ребенком. Воспитатели
5 январь Первые шаги в театр "В гостях у сказки"
Цель: способствовать сплоченности семьи. Воспитывать развитую творческую личность ребенка. Дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные способности. Воспитатели
6 февраль Школа художников "И никогда не меркнут краски" :
Цель: Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.
Способствовать обогащению эмоциональной жизни ребенка.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Воспитатели
7 март Творческая мастерская "Очумелые ручки"
Цель: Вызвать у родителей и детей желание создавать, творить, проявлять свои умения, фантазию в различных поделках. Воспитатели
Музыкальный руководитель
8 апрель "Мы танцуем и поем - вместе весело живем!"
Цель: раскрыть особенности музыкального развития детей.
Задача: помочь родителям осознать значение музыкального воспитания ребенка; учить родителей развивать музыкальные навыки детей, используя педагогические методы.
I часть
"Мы танцуем и поем - вместе весело живем!" - музыкально-развлекательная программа для детей 3-4 лет;
Воспитатели
Музыкальный руководитель
9 май Закрытие клуба "Растем вместе".
"Играем вместе"
Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение.
Развлечение "Игры да потехи
Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение.
I часть: Развлечение "Игры да потехи"
II часть: Утренник "Здравствуй, лето"!
(Чаепитие. Обсуждение с родителями итогов посещения с ребенком клуба "БИС") Заведующий д/с, воспитатели, музыкальный руководитель