Элла Прокопенко
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию «Природа вокруг нас». 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на экологическое развитие детей
Разработали: Прокопенко Э. Г.
Цитата по теме:
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Публикация «Долгосрочный проект по экологическому воспитанию „Природа вокруг нас“, 2 часть» размещена в разделах
Актуальность проблемы:
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков. Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Учитывая актуальность данной проблемы, считаю активизировать работу по экологическому воспитанию детей с помощью проектной деятельности.
Цель:
способствовать созданию условий для формирования осознанного и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать систему работы по экологическому воспитанию, на основе перспективного плана работы с детьми и их родителями;
- способствовать формированию основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
-развивать умение передавать свое отношение к природе в продуктивных видах деятельности;
-учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
-привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
-воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
- развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
-воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
-повышение экологической культуры у родителей;
-создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
-участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
Новизна проекта состоит:
-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
-заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ
-сотрудничество с социальными организациями, онлайн участие в различных мероприятиях, экологической направленности
Материал и техническое обеспечение:
-предметно – пространственная развивающая среда
-центр природы
-центр экспериментирования
-наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды
-подбор художественной литературы
-мультимедийная установка, экран
-материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)
-картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр
-разработка НОД (ЭКОЛОГИЯ)
- мероприятия по информированию родителей в ходе реализации проекта: папки-передвижки, домашние задания, совместные акции
Участники проекта:
-дети и родители старшей группы (5 лет)
-воспитатели: Э. Г. Прокопенко, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед
Вид проекта:
фронтальный, социальный, долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта:
информационно-практико ориентировочный
Методы:
наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
-НОД, интегрируемая с другими видами деятельности;
- продуктивная деятельность;
-конкурсы, олимпиады, викторины, акции;
-фотовыставки;
-индивидуальная работа с детьми;
-праздники, досуги; театрализация;
-сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;
-экскурсии;
Период проведения проекта- сентябрь2022-май2023г. г
- подготовительно-проектировочный (август 2022г)
-практический (сентябрь 2022 года – апрель 2023 г)
-обобщающий-результативный (май 2023 г)
Содержание деятельности всех участников образовательного процесса.
Декабрь
«Зимующие птицы»: расшиение знаний и представлений у детей старшей группы о зимующих птицах. «Зимушка-Зима»: Закрепить представления об основных признаках зимы; учить детей подбирать эпитеты к словам; развивать внимание и память. «Главная книга», «Охраняемые животные и птицы Ростовской области»: создание условий для понимания самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с Красной книгой Ростовской области. «Как живут растения зимой»: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям, представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения.
«Сюжетно-ролевые игры «Ветеринар», «Лесничий»: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Экологическая акция «Съедобная кормушка: способствовать развитию экологического сознания детей взрослых (родителей) посредством привлечения внимания к проблеме зимующих птиц и к практической деятельности в охране природы родного края.
Экологическая акция «Берегите елочку»: Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе. Повысить уровень экологического сознания через активизацию творческой деятельности.
Привлечение родителей к изготовлению съедобных кормушек для птиц из различного и бросового материала.
Привлечение родителей к охране окружающей среды- памятка «Не рубите елочку»
январь
Совместная продуктивная деятельность. Рисование «Деревья зимой»: учить детей создавать образ предмета, находить красивое композиционное решение (одно дерево на листе). Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш (мелок) для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать внимание, умение аккуратно работать с восковыми мелками, любовь к природе. Лепка «Зайчик»: развивать инициативность через стремление детей передавать наиболее значимые или некоторые отличительные особенности зайца: длинные ушки, короткий хвост. Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мир вокруг нас», «Чудеса в лесу»: способствовать развитию познавательной и речевой деятельности. Подвижная игра «На лесной опушке, собрались зверушки»: развивать двигательную активность, продолжать закреплять знания о диких животных. Чтение художественной литературы «Приключение сосульки», «Серебряное копытце: развивать интерес к художественной литературе, окружающему миру. Развлечение «Приключение Зимы»: способствовать радостному настроению детей. Развитие коммуникативных способностей. Развитие певческих и ритмических способностей детей, интереса к театральной деятельности. Воспитывать любовь к природе, к музыке.
Размещение экологических сказок для домашнего чтения и ознакомление с консультацией «О пользе экологических сказок».
Организация конкурса авторских экологических сказок с иллюстрациями, создание красочного альбома.
Привлечение родителей к созданию авторской экологической сказки совместно с детьми.
февраль
Чтение литературы художественного и познавательного характера Е. Серова «Зеленая страна», М. Скребцова «Сказки матушки Земли», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: развивать интерес к художественной литературе, окружающему миру. НОД «Правила поведения на природе»: закреплять правила безопасного поведения в лесу, на водоеме; закрепить правила поведения в лесу во время пожара; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать словарный запас детей. Беседы «Чем богата Земля»: расширять представления детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Формировать экологически грамотное поведение, бережное отношение к природе, желание детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю. «Посадим дерево»: Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой. Сюжетно-ролевая игра «Лесное путешествие»: Закреплять умение детей совместно играть распределять роли, подготавливать условия для среды. Способствовать установлению ролевого диалога между детьми. Способствовать развитию основ экологического сознания детей на приеме разных ситуаций, возникших по вине людей. Игра со строительным материалом «Зоопарк для редких животных»: развивать интерес к конструктивной деятельность, знания о редких животных.
Консультация для родителей «Прогулки в природу- основа здоровья ребенка», «Как научить ребенка беречь природу».
март
Беседа «Человек и действия человека на природу» (положительные и отрицательные: Показать Землю как общий дом всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; дать представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на
которых природа охраняется; познакомить с Красной книгой, рассказать и показать охраняемые растения и животные, те, которых осталось мало и, которые могут исчезнуть совсем, показать и назвать местные растения. Просмотр видеофильма «Природа весной: развивать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Праздник-развлечение «В гостях у лесовичка»: способствовать радостному настроению детей. Развитие коммуникативных способностей. Развитие певческих и ритмических способностей детей, интереса к театральной деятельности. Воспитывать любовь к природе, к музыке. Экологическая акция «Подари комнатное растение группе детского сада»: пополнить состав комнатных растений группы. Продолжать формировать желание родителей и детей принимать активное участие в мероприятиях детского сада и группы. Формировать основы экологической культуры всех участников экологической акции.
Привлечь родителей к участию в экологической акции «Подари комнатное растение группе детского сада» с целью: формирования и желания родителей принимать активное участие в мероприятиях детского сада и группы, а также с целью формирования экологической культуры.
апрель
Беседа и наблюдение «Куда девается мусор?: расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека; уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; пополнять словарный запас детей. (загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и тд). Трудовая деятельность «Спасем землю от мусора»: воспитывать гуманное отношение к природе, интерес и желание глубже познать её тайны; чувство ответственности за чистоту окружающего мира. Экологическая акция «День воды»: прививание навыков экологически грамотного отношения к воде в быту, научить воспитанников бережно и экономно относиться к воде. Экологическая акция «День леса» : способствовать пробуждению любознательного и познавательного интереса дошкольников к природе, воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к лесным богатствам.
Привлечение родителей к экологической акции «День воды»-изготовление листовок «Берегите воду»
Распространение памятка «Опасность возникновения пожара в лесу»
май
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе, учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. Дидактическая игра «Определи дерево по листочку»: развивать познавательный интерес, бережное отношение к растениям Высаживание вместе с детьми цветов в уличные кашпо: прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить начатое дело до конца. Воспитывать аккуратность, умение трудиться в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия. Продолжать закреплять знания о росте растений.
Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Анализ достижения целей и результатов проекта. Диагностирование уровня экологических знаний по окончанию проекта.
Привлечь родителей к участию в озеленении группового участка вместе с детьми.
Оформление стенда с фотографиями для родителей по результатам экологического проекта
Заключение:
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Участие в творческих онлайн –конкурсах
«Всероссийский праздник эколят»
Экологическая акция «Озеленим наш детский сад» https://11616.maam.ru/maps/news/546597.html
Экологическая акция «Сдай макулатуру-спаси дерево!» https://11616.maam.ru/maps/news/553407.html
«Экологическая акция «Подари комнатное растение группе детского сада» https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-yekologicheskaja-akcija-podari-komnatnoe-rastenie-grupe-detskogo-sada.html
Экологическая акция «День воды» https://11616.maam.ru/maps/news/591271.html
Экологическая акция «День леса» https://11616.maam.ru/maps/news/591955.html
Эколого-патриотическая акция «Сад памяти» https://11616.maam.ru/maps/news/594241.html
Литература:
Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки. рф
-Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.
-Бондаренко Т. М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012
- Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
-Автор-составитель Поваляева М. А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 416 с.
-Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 144 с. : ил. – (Дошкольный мир).
-Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. – 181 с., илл.
Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр. : с. 573
- Н. Рыжова Статья «Волшебница вода» https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200401310
-Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере
-Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях
-Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
-Н. Ф. Виноградова Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой