Элла Прокопенко
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию «Природа вокруг нас» (первая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на экологическое развитие детей Разработали: Прокопенко Э. Г.
Цитата по теме:
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Публикация «Долгосрочный проект по экологическому воспитанию „Природа вокруг нас“ (первая часть)» размещена в разделах
Актуальность проблемы:
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков. Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Учитывая актуальность данной проблемы, считаю активизировать работу по экологическому воспитанию детей с помощью проектной деятельности.
Цель:
способствовать созданию условий для формирования осознанного и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать систему работы по экологическому воспитанию, на основе перспективного плана работы с детьми и их родителями;
- способствовать формированию основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
-развивать умение передавать свое отношение к природе в продуктивных видах деятельности;
-учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
-привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
-воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
- развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
-воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
-повышение экологической культуры у родителей;
-создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
-участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
Новизна проекта состоит:
-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
-заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ
-сотрудничество с социальными организациями, онлайн участие в различных мероприятиях, экологической направленности
Материал и техническое обеспечение:
-предметно – пространственная развивающая среда
-центр природы
-центр экспериментирования
-наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды
-подбор художественной литературы
-мультимедийная установка, экран
-материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)
-картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр
-разработка НОД (ЭКОЛОГИЯ)
- мероприятия по информированию родителей в ходе реализации проекта: папки-передвижки, домашние задания, совместные акции
Участники проекта:
-дети и родители старшей группы (5 лет)
-воспитатели: Э. Г. Прокопенко, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед
Вид проекта:
фронтальный, социальный, долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта:
информационно-практико ориентировочный
Методы:
наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
-НОД, интегрируемая с другими видами деятельности;
- продуктивная деятельность;
-конкурсы, олимпиады, викторины, акции;
-фотовыставки;
-индивидуальная работа с детьми;
-праздники, досуги; театрализация;
-сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;
-экскурсии;
Период проведения проекта- сентябрь2022-май2023г. г
- подготовительно-проектировочный (август 2022г)
-практический (сентябрь 2022 года – апрель 2023 г)
-обобщающий-результативный (май 2023 г)
Содержание деятельности всех участников образовательного процесса.
сентябрь, октябрь, ноябрь
Беседа «Осень наступила»: учить детей называть характерные приметы и признаки осени :учить устанавливать связь между признаками в природе; умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения; развивать внимание, мышление, память через игры; воспитывать любовь к природе. Цикл бесед на тему «Как устроен лес?» из книги Т. А. Шорыгиной: Дать детям представление о лесных этажах, о том, как устроен лес; расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях леса; рассказать о лесной чаще, поляне; развивать любознательность, познавательную активность; воспитывать любовь к русскому лесу.
НОД (Познавательное развитие)«Лес без птиц и птицы без леса не живут»: Расширять представления детей о лесе и его обитателях - птицах; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса. НОД (ОБЖ)«Овощи и фрукты на вашем столе»: систематизировать и обобщать представление детей о пользе овощей и фруктов; закреплять и углублять знания детей о значении витаминов; воспитывать желание заботиться о своём здоровье. НОД (Познавательное развитие)«Наши зеленые друзья»: обобщить представления детей о растениях растущих на участке детского сада; закрепить знания об основных потребностях растений; обобщить знания о способах ухода за растениями ;развивать трудовые умения, навыки, соответствующие содержанию знаний; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.
НОД (ФЭМП)«Перелетные птицы»: Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 7; умение сравнивать две группы предметов; ориентироваться на листе бумаги, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, ромб; упражнять в умении составлять геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола; составлять изображение из равнобедренных треугольников по образцу, обследовать и анализировать изображения зрительно-осязательным способом; в сравнении 4-х предметов по длине.
Игровая деятельность: «Вершки-корешки»: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. «Какое, какая, какие»: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе. «Напоминающие знаки» (правила поведения в лесу) «Умеете ли вы беречь лес?» ,«С какого дерева листок?», «Угадай, что где растет»: воспитывать у детей бережное отношение к природе. учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, сообразительность, память.
«Что за птица»: учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням, развивать способность сравнивать, обобщать, логически мыслить, воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность.
Пальчиковые игры «Вышел дождик на прогулку», «Раз, два, три, четыре, пять, будем птичек мы считать», «Поздняя осень»: развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук. Настольно-печатные игры «Во саду иль в огороде», «Дары леса», «Волшебные дары осени», «Кто потерял»: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться.
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»: Пробудить у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой; сопоставлять раннюю и позднюю осень по стихам русских поэтов; развивать образную речь детей - обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами, синонимами); воспитывать у детей наблюдательность и воображение.
Экспериментальная деятельность: «Почему птицы летают»: закрепить знания детей о птицах, развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, р развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения, воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.
«Почему пожелтел листочек»: изучить причины изменения окраски листьев осенью, узнать, зачем деревья сбрасывают листья, изучить строение листа.
НОД (ОО Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Осенний листопад»: формировать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения осеннего листа посредством пластилинографии. Конспект НОД (ОО Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Нарисуй, какую хочешь картину про осень»: способствовать развитию художественных навыков, посредством изображения природы в осенний период. «На лесной полянке выросли грибы»: развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять не сложную красивую композицию. Воспитывать бережное отношение к природе.
"Перелетные птицы»: Учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: цапле, диких гусях, ласточке; о частях тела птиц. Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе.
НОД (ОО Речевое развитие) «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения; воспитывать любовь к природе. Андерсен Г. Х. «Гадкий утенок», Соколов-Микитов И. «Улетают журавли», Мамин Сибиряк «Серая шейка»: продолжать развивать интерес к художественной литературе, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Наблюдение за хвойным растениями: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различии, продолжать учить заботиться о растениях, уточнить, какую пользу приносят хвойные растения. Наблюдение за осенними изменениями в природе: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
«Праздник осени в саду дружно отмечается!»: Способствовать радостному настроению детей. Развитие коммуникативных способностей. Развитие певческих и ритмических способностей детей, интереса к театральной деятельности. Воспитывать любовь к природе, к музыке. Спортивное развлечение «Веселая осень»: развивать у детей основные физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, координацию движения; развивать двигательную активность, координацию движения и пространственное равновесие; воспитывать выдержку, слаженность и взаимовыручку в команде; вызывать положительные эмоции, желание побеждать.
Участие в творческих онлайн -конкурсах https://edu-time.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=56218168&utm_content=9794720522&utm_term=время%20знаний%20конкурсы%20для%20детей%20и%20педагогов&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs1NjIxODE2ODs5Nzk0NzIwNTIyO3lhbmRleC5ydTpwcmVtaXVt&yclid=5719076613234622463
«Всероссийский праздник эколят» https://cloud.mail.ru/public/hxqn/wiU7W1cMb
Экологическая акция «Озеленим наш детский сад» https://11616.maam.ru/maps/news/546597.html
Экологическая акция «Сдай макулатуру-спаси дерево!» https://11616.maam.ru/maps/news/553407.html
Литература:
Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки. рф
-Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.
-Бондаренко Т. М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012
- Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе http://school4nmsk.narod.ru/ANEW363/shorygina_t.a-besedy_o_russkom_lese-metodicheskie_.pdf
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром https://dou4.aramilgo.ru/kats/obr/1489140393/Павлова_Л. Ю. _Сборник_дидактических_игр_по_ознакомлению_с_окружающим_миром_(3-7_лет).pdf
-Автор-составитель Поваляева М. А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 416 с.
-Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 144 с. : ил. – (Дошкольный мир).
-Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. – 181 с., илл.
Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр. : с. 573
- Н. Рыжова Статья «Волшебница вода» https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200401310
-Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере https://www.litmir.me/br/?b=766128&p=1
-Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях https://iknigi.net/avtor-t-shorygina/224878-besedy-o-tayge-i-ee-obitatelyah-metodicheskie-rekomendacii-tatyana-shorygina/read/page-1.html
-Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста https://www.rulit.me/books/eksperimentalnaya-deyatelnost-detej-srednego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta-read-590641-1.html
-Н. Ф. Виноградова Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой https://perviydoc.ru/v36937/виноградова_н. ф. _умственное_воспитание_детей_в_процессе_ознакомления_с_природой