Евгения Кишкина
Долгосрочный проект по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры — наше все» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование проекта : «Пальчиковые игры – наше все»
Тип: Практико-ориентированный, групповой, творческий.
Форма представления: слайдовая презентация
Срок реализации проекта : долгосрочный 4 ноября 2019 – 30 апреля 2020 года.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Публикация «Долгосрочный проект по развитию мелкой моторики „Пальчиковые игры — наше все“ в средней группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Охватываемые образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель проекта : развитие мелкой моторики в процессе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.
Задачи проекта :
Развивающие :
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность.
Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать навыки ручной умелости.
Обучающие:
Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики.
Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
Гипотеза проекта :
Если использовать задания и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, в совместной и самостоятельной деятельности детей, то будет прослеживаться положительная динамика развития связной речи.
Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.
Актуальность:
В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подводит ребенка к школе. В. В. Цвынтарный выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук : «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Основные принципы работы при реализации проекта :
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке заданий;
- систематичность и последовательность;
- вариативность содержания и форм проведения работы;
- наглядность;
- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
- повторность (цикличность повторения) материала.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сбор информации по теме) :
Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте.
Определение предполагаемых результатов проекта.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ
Подбор и изучение методической литературы по данной теме. 1-10 ноября 2019 года
Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:
упражнения для массажа;
логоритмические упражнения;
игры и упражнения с различными предметами и материалами;
пальчиковые игры;
упражнения с элементами театрализованной деятельности с использованием пальчикового театра до 15 ноября 2019 года
Пополнение предметно-развивающей среды (массажные коврики, шестигранные карандаши, мячики для самомассажа, схемы для составления рассказов) ноябрь
Составление картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. ноябрь
Подбор консультативного и информационного материала для родителей. 1-15 ноября
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) :
Осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием.
Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.
Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.
Осуществление взаимосвязи с родителями по графомоторному развитию детей.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
НОД (ФРОНТАЛЬНАЯ, ПОДГРУППОВАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ)
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДАТА
ИСПОЛНЕНИЯ
НОД по пластилинографии:
«Грибочки»
«Астры»
«Синички»
«Елка из снежинок»
«Вертолет»
«Цветы для мамы»
«Украсим вазу»
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДАТА
ИСПОЛНЕНИЯ
Пальчиковые игры ноябрь
Упражнения с различными материалами (пуговицы, крупа, зубные щетки, бигуди и т. д. декабрь
Массаж с использованием массажных ковриков, шестигранных карандашей, мячиков январь
Пальчиковый театр февраль
Штриховки, дорисовки, трафареты март
Работа с лепбуком апрель
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДАТА
ИСПОЛНЕНИЯ
Подготовить и провести консультации для родителей: «Крупная польза мелкой моторики», «Развиваем ручную умелость», «Использование самомассажа кистей и пальцев рук», «Использование массажера «Су-джок» в развитии речи детей». В течение проекта
Подготовить материал в уголок для родителей: «Нетрадиционные пальчиковые игры с прищепками», «Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговичками» Декабрь,
Февраль
Разработать памятку для родителей «Рисуем крупой», «Волшебные крышки». Ноябрь, март
Изготовить папку-передвижку «Ум на кончиках пальцев». Январь
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) :
- Изготовление лепбука «Весело играем – пальчики развиваем»
- Подведение итогов проекта.
- Подготовка презентации для педагогов МБДОУ «Ловкие пальчики».
- Оформление проектной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
- Положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
- Повышение развития координации внимания, памяти.
- Повышение уровня творческого воображения.
- Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.
- Обогащение эмоциональной сферы ребенка, накопление двигательного опыта.
- Формирование коммуникативных способностей.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
-перспективный план работы по развитию мелкой моторики
-картотека пальчиковых игр
-картотека игр с использованием нестандартного оборудования
-пособия (массажные коврики, массажные карандаши)
-консультации для родителей
-материал в уголок сенсомоторного развития (штриховки, трафареты, дорисовки)
-лепбук «Весело играем-пальчики развиваем»
Результативность
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов.
Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
Результаты, полученные в ходе проекта, помогли решить и ряд других задач:
• Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
• Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
• Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
• Разучены с детьми пальчиковые игры
• Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
Вывод
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Заключение
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности