Гаджихибиева Мальвина
Долгосрочный проект «Музей в чемодане»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Белоснежка»
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
Составитель: воспитатель Гаджихибиева Мальвина Сабировна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные
2. Аспекты музейной деятельности
3. Содержание и формы работы
4. План работы по созданию мини - музея
5. Перспективное планирование работы музея
Публикация «Долгосрочный проект „Музей в чемодане“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
6. Перспектива развития мини-музея. Анкета для родителей
7. Перспективное планирование работы музея
Перспектива развития мини-музея. Анкета для родителей
План проведения совместной деятельности с детьми
1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Музей в чемодане"
Профиль мини-музея: познавательный, поисково-исследовательский.
Руководитель мини-музея: воспитатель Гаджихибиева М. С.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети старшего возраста.
Структура управления мини – музеем
Руководители мини – музея планируют, координируют, контролируют работу с детьми и родителями в мини – музее.
Разделы и экспонаты: В музеи представлены различные виды (по содержанию и художественному исполнению) книги, фотографии, керамическая посуда, фотографии и модели транспорта, старинная домашняя утварь и т. д.
Мини-музей размещен в чемодане и занимает небольшой уголок, который привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых.
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно книг; фотографий; фотографий храмов, мечетей; посуды в различном проявлении как промышленном, так и авторском; авиатранспорта в разные временные эпохи; игрушек в различном исполнении и народов и т. д.
Задачи:
• Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада;
• Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
• Через работу с экспонатами музея знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
• Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
• Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
• Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
• Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
• Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребенка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности;
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
2. Аспекты музейной деятельности
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Таким объединяющим средством может стать музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденным качеством человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называются «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
• Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать вариативную часть обще образовательной программы детского сада;
• Является действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
• Мини-музей в детском саду играет роль помещения для психологической разгрузки детей.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
3. Содержание и формы работы
3.1. Актив музея проводит следующую работу:
• Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
• Систематически пополняет фонды музея, путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
• Обеспечивает сохранность музейных предметов;
• Создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
4. План работы по созданию мини-музея
№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап Родительские собрания.
Сентябрь-октябрь 2024г. 1. Определение темы и названия музея
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы
2. Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.
Оформление музея. Подбор экспонатов. Разработка конспектов занятий.
Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов)
Поддержка порядка в музее
В течение года
Октябрь- апрель Создание мини-музея
3. Подведение итогов Заседание инициативной группы.
Экскурсии в мини-музей
В течение года Дети – экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее
5. Перспективное планирование работы музея
1. Экскурсии, просветительская работа
2. Мастер-классы, семинары
3. Обмен опытом
4. Работа с родителями
5. Пополнение музея экспонатами
6. Составление альбома участников создания мини - музея и каталога экспонатов
6. Перспектива развития мини - музея
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___
2. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребенком? ___
3. Как Вы могли бы объяснить своему ребенку, для чего существуют музеи? ___
4. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ___
5. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти?___
6. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ___
7. Приведет ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей?___
8. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ___
7. План проведения совместной деятельности в мини – музее «Музей в чемодане»
Месяц Содержание Участники
Сентябрь Знакомство: с музеем; с названием музея. Дети, воспитатели, руководитель мини - музея
Октябрь Рассматривание иллюстраций и фотографий: «Мужской национальный костюм» «Женский национальный костюм», «Костюмы народов России». Дети, воспитатели, руководитель мини - музея
Ноябрь Выставка экспонатов «Азбука русского народного костюма» Дети, воспитатели, руководитель мини - музея
Декабрь Выставка часов и календарей «Всему свое время» Дети, воспитатели, руководитель мини - музея
Январь Выставка елочных игрушек «Ретро игрушки» Дети, воспитатели, руководитель мини - музея
Апрель Выставка ко Дню космонавтики. Экскурсия по мини-музею. Дети, воспитатели, руководитель мини - музея