Ольга Губарева
Долгосрочный педагогический проект в средней группе «Наши ловкие ручки»
▼ Скачать +Заказ
Долгосрочный педагогический проект в
Средней группе на 2020-2021 уч. год:
«Наши ловкие ручки»
(Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста)
Подготовила воспитатель:
Губарева О. В.
Актуальность
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
Публикация «Долгосрочный педагогический проект в средней группе „Наши ловкие ручки“» размещена в разделах
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Развитие навыков мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы психолого-педагогического взаимодействия по развитию психики ребенка.
Наукой обосновано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Существенный опыт накапливается ребенком в игре. Из личного игрового опыта ребенок берет представления, которые он связывает со словом. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры отображают действительность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Цель проекта :
развитие мелкой моторики рук детей младшего
дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием
традиционных и нетрадиционных методов.
Задачи проекта :
• создание условий для развития мелкой моторики рук детей младшего
дошкольного возраста;
• познакомить детей с разными методами и приемами для развития
мелкой моторики;
• пополнить развивающую предметно-пространственную среду по
сенсомоторному развитию дидактическими материалами;
• повысить уровень компетентности родителей
Форма отчё тности:
• Создать картотеку пальчиковых игр.
• Провести анкетирование родителей
• Провести консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• лабиринты
• Дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• паззлы, мозаика.
Технология
До 2-х лет :Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание (похлопывание, постукивание, прятанье. Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая е 17 рук за спину, с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости реб нку помогают выполнить движение. С реб нком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности.
С 2 до 3 лет: Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) С реб нком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый да т образец положения пальцев. При необходимости помогает реб нку, побуждает к звукоподражанию.
С 3 до 4 лет Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура, поэтому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочер дно правой и левой рукой Дети выполняют разные фигуры и движения. С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном 18 правой и левой рукой.
С 4 до 5 лет Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочер дно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук.
С 5 до 7 лет Дети рассказывают руками стихи, потешкис частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочер дно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т. д.) Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Выступление на педсовете.
План работы над проектом
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».
5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторик и почему так
важно её развивать?».
6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук
«Наши ловкие ручки»
Сентябрь
Неделя Тема занятия Дидактические игры и упражнения
1. Детский сад и игрушки Пальчиковая гимнастика «Друзья», «Пальчики в гостях», «Апельсин».
Выложить из счетных палочек «Качели».
Дорисуй узор.
2. Ягоды Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка»
Выложить из счетных палочек «Корзинку».
Дорисуй узор «Земляника».
3. Грибы. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами», «Корзинка», «Грибы на поляне».
Выложить из счетных палочек «Грибок».
Дорисуй узор «Грибочки».
4. Овощи. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Морковка».
Выложить фигурки из счетных палочек «Машина везет урожай».
Дорисуй узор «Огурец».
Октябрь
1. Фрукты. Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива».
Выложить из счетных палочек «Домик».
Дорисуй узор «Яблоки-груши».
2. Деревья и кустарники. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Дерево», «Лес».
Выложить из счетных палочек «Заборчик», «Елочка».
Дорисуй узор «Дерево – елочка».
3. Перелетные птицы. Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»,
«Скворечник», «Птенчики в гнезде».
Дорисуй узор «Птицы».
4. Домашние птицы. Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка».
Игра «Утенок».
Дорисуй узор «Утята».
Ноябрь
1. Осень. Пальчиковая гимнастика «Пальчики», «Грабли».
Выложить фигурки их счетных палочек «Мельница».
Дорисуй узор «Листики».
2. Почта. Пальчиковая гимнастика «Гости».
Выложить из счетных палочек «Письмо».
Дорисуй узор «Конверт».
3. Семья. Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?», «Моя семья», «Очки».
Выложить из счетных палочек «Рожицу», «Очки».
Дорисуй узор «Человечки».
4. Наша Родина. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Обогрей».
Выложить из счетных палочек «Солнышко».
Дорисуй узор «Заборчик 1».
Декабрь
1. Наш город. Пальчиковая игра «Газон засох».
Выложить из счетных палочек «Башня», «Колодец».
Дорисуй узор «Заборчик 2».
2. Зима. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед».
Выложить из счетных палочек «Снежинку».
Дорисуй узор «Снежинка».
3. Одежда и обувь. Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки».
Дорисуй узор «Платье».
4. Домашние животные. Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка».
Выложить из счетных палочек «Кошечка».
Январь
3. Дикие животные. Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и ушки», «Ежик».
Выложить из счетных палочек «Ежик».
Перспективный план работы по самообразованиюДорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4. Животные жарких стран. Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил», «Черепаха».
Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш.
Февраль
1. Рыбы. Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука».
Выложить из счетных палочек «Рыбку», «Ракушку».
Дорисуй узор «Рыбка».
2. Строительные профессии. Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Щели», «Домик».
Выложить из счетных палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно».
Дорисуй узор «Окошки».
3. Защитники Отечества. Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы- молодцы».
Выложить из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».
Дорисуй узор «Салют».
4. Транспорт. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка».
Выложить из счетных палочек «Лодку», «Пароход», «Машину».
Март
1. Транспорт. Пальчиковая гимнастика «Пароход».
Выложить из счетных палочек «Лодку», «Самолет».
Дорисуй узор «Машина».
2. Школа и библиотека. Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик».
Выложить фигурки из счетных палочек «Тетрадь», «Карандаш».
Дорисуй узор «Книга, карандаш».
3. Весна. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц», «Флажок»
Дорисуй узор «Кораблики».
4. Мебель. Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол».
Выложить фигурки из счетных палочек «Кроватка», «Табуретка».
Дорисуй узор «Шкаф».
Апрель
1. Бытовые приборы. Пальчиковая гимнастика «Пылесос».
Выложить фигурки из счетных палочек «Телевизор», «Часы».
Игра «Обведи клубочки по точкам».
2. Космос. Игра ладонями.
Выложить фигурки из счетных палочек «Звездочка», «Ракета».
Дорисуй узор «Звездная дорожка».
3. Откуда хлеб пришел. Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь», «Женины гости».
Выложить фигурки из палочек «Мельница», «Колосок».
4. Цветы. Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы».
Выложить фигурки из палочек «Кактус», «Ваза».
Дорисуй узор «Цветок в кашпо»
Май
3. Насекомые. Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Жук», «Бабочка».
Выложить фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».
Дорисуй узор «Бабочки», «Жуки».
4. Тест «Проверь себя». 1. Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги.
2. Выполнить штриховку в разных направлениях, не выходя за контур рисунка.
3. Повтори рисунок справа.
4. Обведи узор и продолжи его.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Агаян, Г. Г. Мы топали, мы топали [Текст] : учеб, пособие для родителей и
воспитателей / Г. Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. - 20 с.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / практич.
пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с.
3. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по
мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная
педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37.
4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М. : Росмэн,
1999. - 160 с.
5. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] :
Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : ООО
«Гном-пресс», 2000. - 18с.
6. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное
воспитание. – 2000. - №1. -С. 56-58.
7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] /
С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. -
№1. - С. 60-64.
8. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] /
Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.
9. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.-
20с.
10. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В.
Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.