Наталья Рыбина
Долгосрочный педагогический проект «Доброта вокруг и в нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная характеристика проекта.
Тип проекта :
• По продолжительности – долгосрочный;
• По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
• По характеру доминирующей в проекте деятельности – практико-ориентированный, социально-личностный и общественно-значимый.
Срок реализации проекта : сентябрь 2019 года – май 2022 года
Участники реализации проекта :
• Воспитатели: Рыбина Наталья Владимировна, Черноусова Ольга Сергеевна
Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Доброта вокруг и в нас“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
• Воспитанники: дети средней, старшей и подготовительной группы, 4-7 лет
• Родители детей средней, старшей и подготовительной группы
Актуальность темы. Проблема.
Сегодня, наблюдая за детьми, можно заметить их враждебность по отношению друг к другу, агрессивное поведение, искажение представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. Такое поведение детей связано как с возрастными особенностями детей: дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, так и с кризисом нравственности и бездуховности в обществе, который проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными.
Ребенок 4–5 лет всё ещё не осознаёт социальные нормы и правила поведения, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
В возрасте 4-5 лет происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.
Таким образом, поведение требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
Детям необходимо помочь сформировать представления о доброте, как о ценностном качестве Личности человека, помочь усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, воспитать моральные и нравственные качества и мотивировать детей на совершение добрых дел и поступков во благо других людей.
Доброта — готовность помочь маленьким, нуждающимся и слабым, поэтому воспитание доброты, хотя бы и как шаблонного поведения, является шагом вперед в направлении социализации ребенка.
Кроме того, в ФГОС ДО также говорится о развитии таких качеств ребёнка, как:
- положительное отношение к себе и к другим;
- умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Поэтому актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте и над формированием которых предстоит нам поработать.
Эпиграф проекта : Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».
(М. Пришвин).
Цель проекта : помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, мотивировать детей на совершение добрых дел и поступков во благо других людей (и не только).
Задачи:
Образовательные:
• Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношений между детьми; умение оценивать поступки окружающих.
• Закреплять знания правил вежливого общения.
• Углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Развивающие:
• Развивать умение отличать «хороший» поступок от «плохого» в жизни и в литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
• Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Воспитательные:
• Воспитывать умения оценивать поступки окружающих
• Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, поощрять стремления детей совершать добрые поступки.
• Сохранять и укреплять психическое здоровье детей.
Гипотеза проекта : Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему, совершать добрые поступки, придут к убеждению, что нужно быть добрыми по отношению к другим людям, животным, предметам, будет желание совершать добрые поступки не ради похвалы…
Ожидаемый результат:
для детей
• имеют четкое представление о доброте, добрых поступках;
• знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки (стали охотнее их применять в совместной деятельности, обогатился словарный запас по данной теме);
• повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку;
• дети стали бережнее относится к живому миру природы;
• пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
для педагогов
• удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;
• собран и систематизирован материал по теме «Доброта вокруг и в нас»
для родителей
• появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;
• желание общаться с педагогами;
• повысился интерес участвовать в жизни группы.
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.
Формы организации проекта :
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, различная гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Детская дружба».
• Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
• Акция «Птичья столовая» (создание кормушек для птиц, кормление птиц)
• Акция «Поможем вместе» (по сбору помощи для зооцентра «Добрые сердца»)
• Акция «Сохраним лес» (по сбору макулатуры)
• Акция «Крышки добра» (по сбору пластиковых крышечек)
• Акция «Книжкина больница» (ремонт книг дома совместно родителей и детей)
• Акция «Помоги маме/бабушке!» (фото детей, помогающих по дому маме или бабушке)
• Акция «Помогая другу, помогаем себе» (помощь собакам из приюта «Друг»)
• Акция «Щедрый вторник»
Этапы проекта.
Этапы проекта Содержание Сроки реализации
Подготовительный
- определение темы проекта самообразования;
- разбор понятий ДОБРОТА, ДОБРО;
- постановка целей, задач;
- определение методов, содержания и действий по реализации проекта;
- изучение методической, педагогической и другой литературы, опыта работы коллег;
- подбор методической литературы.
- подбор литературы о добре : стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
- подбор картин, фотографий, иллюстраций.
- разработка НОД, определение тематики бесед.
- подбор музыкального репертуара.
- подборка материалов для консультаций «Детская дружба», «Воспитание дружеских отношений в игре».
- изготовление папки-передвижки «Культура общения и поведения»,
«Как воспитать ребенка вежливым».
- анкетирование родителей;
- наблюдение за детьми, за их поведением;
- познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
- обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта (на родительском собрании)
сентябрь - октябрь
2019 года
Основной этап - непосредственная образовательная и совместная деятельность в режимных моментах в соответствии с темой проекта, а именно:
- практическое применение изученных методов и способов работы по теме проекта
- работа с родителями по теме проекта
ноябрь 2019 г.
-
апрель 2022 г.
Завершающий этап - систематизация теоретической части, накопленного дидактического, практического материала, подведение итогов реализации проекта
начало мая 2022 года
Презентационный этап - доклад о проделанной работе по теме проекта на педсовете;
- отчёт о работе по теме самообразования
конец мая
2022 года
Краткое содержание проекта в средней группе.
Реализация проекта с детьми по теме «Доброта вокруг и в нас»
№ п/п Ноябрь 2019 года
1 неделя
1. НОД «Что такое доброта? Что такое добро?»
2. Беседа «Доброе дело – правду говорить смело»
3. Прослушивание песни «Доброта» группы «Барбарики»
2 неделя
1. Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа».
2. Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
3. Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра».
3 неделя
1. Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
2. Игровая ситуация «Ищем добрые слова».
3. Аппликация «Подарок для мамы»
4 неделя
1. Прослушивание воспитательной сказки «Когда грустно»
(Делай добро)
2. Ситуативный разговор «Какие добрые дела можете сделать вы в группе?»
3. Рисование «Какого цвета доброта?»
Декабрь 2019года
1 неделя
1. Беседа «Почему нужно уметь уступать»
2. Ситуативный разговор «Помогай друзьям мириться»
3. Разучивание мирилок
2 неделя
1. Беседа «Добрые слова улучшают настроение»
2. Пословицы и поговорки о добре и дружбе
3. Разучивание стихотворений о доброте
3 неделя
1. Чтение сказки «Морозко»
2. Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев
4 неделя
1. НОД «Дарите людям доброту»
2. Рисование «Какого цвета доброта».
Январь 2020 года
1 неделя
1. Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо»
2. Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».
3. Д/и «Хорошо - плохо».
2 неделя
1. Спортивное развлечение в средней группе по теме «Всемирный день «СПАСИБО».
2. НОД «Такие добрые вежливые слова»
3. Чтение С. Маршака «Ежели вы вежливы»
3 неделя
1. Беседа «Чего не знал воробышек»
2. Разучивание стихотворения «Доброе утро».
3. Д/и «Оцени поступок».
Февраль 2020 года
1 неделя
1. Беседа «К чему ведут ссоры в игре»
2. Прослушивание и разучивание песен о дружбе
3. Игра «Дружба»
2 неделя
1. Прослушивание воспитательной сказки «Качели» (про эгоизм)
2. Беседа «Правила дружной игры»
3 неделя
1. Беседа «Как жить дружно, без ссор»
1. Игра «Круг пожеланий и благодарностей»
2. Подарок для папы
4 неделя
1. Прослушивание воспитательной сказки «Ступенькой выше» (про отношения между братьями)
2. Игровая ситуация «Помогаем другу в беде»
Март 2020 года
1 неделя
1. Беседа «Моя мама»
2. Прослушивание воспитательной сказки «Подарок для мамы»
3. Аппликация «Цветы для мамы»
2 неделя
1. Игра «Назови маму, бабушку ласково»
2. Праздник для мам и бабушек
3 неделя
1. Спортивное развлечение в средней группе «Дорогою добра» (с телеграммами от сказочных героев)
2. Прослушивание песни «Если добрый ты…»
4 неделя
1. Чтение сказки «Два жадных медвежонка»
2. Дидактическая ига «Оцени поступок»
3. Лепка «Миска для киски»
Апрель 2020 года
1неделя
1. Игра «Не сердись, улыбнись!»
2. Беседа «1 апреля – день смеха и веселья»
2 неделя
1. Беседа «Дружбой дорожить умейте»
2. Прослушивание детских песен о дружбе «Дружба крепкая», «Если с другом вышел в путь»
3. Рисование «Солнышко лучистое улыбнулось весело»
3 неделя
1. Акция «Книжкина больница»
2. Беседа «Берегите книгу»
3. Рассматривание и чтение понравившихся книг
4 неделя
1. Акция «Сохраним лес» (сбор макулатуры)
2. Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».
3. Лепка «Солнце счастья»
Краткое содержание проекта в старшей группе.
Реализация проекта с детьми по теме «Доброта вокруг и в нас»
№ п/п октябрь 2019 года
1 неделя
1. Уборка территории прогулочной площадки.
2. Беседа «Учимся вежливости»
3. Прослушивание воспитательной сказки «Растеряйка»
2 неделя
1. Введение традиции «Минутка доброты» (объятья)
2. Развлечение «День весенних и летних именинников»
3. Этическая беседа «Вежливая просьба»
3 неделя
1. Пословицы и поговорки о добре и дружбе
2. Этическая беседа «Фея учит вежливости»
3. Повторение мирилок.
4 неделя
1. Этическая беседа «Вместе тесно, а врозь скучно»
2. Прослушивание воспитательной сказки «Неуклюжий телёнок»
3. Разучивание стихотворений о доброте.
ноябрь 2019года
1 неделя
1. Этическая беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
2. Прослушивание воспитательной сказки «По секрету» (умение хранить секрет)
3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»
2 неделя
1. НОД к Всемирному дню Доброты «День доброты»
2. Прослушивание воспитательной сказки «Дорогое слово» (умение держать слово)
3. Этическая беседа «Каждая ссора красна примирением»
4. Игра «Два барана»
3 неделя
1. Прослушивание рассказа В. Осеевой «Почему?
2. Этическая беседа «Спасибо за правду»
4 неделя
1. Прослушивание рассказа В. Осеевой «Синие листья»
2. Этическая беседа «Урок дружбы»
Декабрь 2020 года
1 неделя
1. Этическая беседа «Не будь жадным!»
2. Прослушивание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
3. Игра «Мышь и мышеловка»
2 неделя
1. Этическая беседа «Зайчик, который всем помогал»
2. Прослушивание рассказа В. Осеевой «Волшебная иголочка»
3. Игра «Сказка наоборот»
3 неделя
1. Этическая беседа «Умей видеть тех, кому нужна помощь»
2. Чтение рассказа М. М. Зощенко «Ёлка»
3. Игра «Тень»
Январь 2021 года
1 неделя
1. Этическая беседа «Добрые дела»
2. Чтение и разбор рассказа Н. Н. Носова «На горке»
3. Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью»
2 неделя
1. Этическая беседа «Он сам наказал себя»
2. Вежливая сказка «Как попугай Таню вежливости научил» (Т. А. Шорыгина)
3 неделя
1. Этическая беседа «Хорошие товарищи»
1. Вежливая сказка «Чучело» (Т. А. Шорыгина)
2. Игра «Хорошо – плохо»
4 неделя
1. Этическая беседа «Правда всегда узнается»
2. Вежливая сказка «Тони в гостях у Каролины» (Т. А. Шорыгина)
Февраль 2021 года
1 неделя
1. Этическая беседа «У ленивого Федорки всегда отговорки»
2. Вежливая сказка «Любимая игрушка» (Т. А. Шорыгина)
3. Упражнение «Рисуем музыку»
2 неделя
1. Этическая беседа «Кем быть?»
2. Вежливая сказка «Вредная ворона» (Т. А. Шорыгина)
3 неделя
1. Этическая беседа «Надо вещи убирать – не придётся их искать»
2. «Мы едем, едем, едем» (о поведении в транспорте) (Т. А. Шорыгина)
4 неделя
1. Вежливая сказка «Мамины уроки» (Т. А. Шорыгина)
2. Игра «Подарок другу»
Март 2021 года
1неделя
1. Вежливый ли вы человек? (тест-шутка от Т. А. Шорыгиной)
2. Игра «Доброе животное»
2 неделя
1. Чтение и разбор рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
2. Игра «Разноцветный букет»
3. Чтение рассказа Е. А. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
3 неделя
1. Чтение и разбор рассказа М. М. Зощенко «Трусишка Вася»
2. Игра «Пирамида любви»
3. Чтение рассказа Е. А. Пермяка «Как Маша стала большой»
4 неделя
1. Чтение и разбор рассказа Н. Н. Носова «Клякса»
2. Игра «Копилка добрых дел»
Апрель 2021 года
1 неделя
1. Вежливая сказка «Упрямый утёнок» (Т. А. Шорыгина)
2. Игра «Выбрасываем злость»
2 неделя
1. Чтение рассказа Н. Н. Носова «Заплатка»
2. Игра «Ласковые имена»
3 неделя
1. Вежливая сказка «Вежливые бельчата» (Т. А. Шорыгина)
2. Игра «Ласковое слово»
4 неделя
1. Чтение рассказа Н. Н. Носова «Карасик»
2. Игра «Клубочек волшебных слов»
Краткое содержание проекта в подготовительной группе.
Реализация проекта с детьми по теме «Доброта вокруг и в нас»
№ п/п октябрь 2019 года
1 неделя
1. Утренний круг. Игра-тренинг «Улыбка»
2. Беседа на тему «Без труда не будет и плода»
3. Уборка территории прогулочной площадки.
2 неделя
1. Утренний круг. Игра-тренинг «Общий круг»
2. Беседа на тему «За труд говорят спасибо»
3. Участие детей и их семей в конкурсе осенних поделок.
3 неделя
1. Утренний круг. Игра-тренинг «Прошепчи своё имя»
2. Беседа на тему «Кто не работает, тот не ест»
3. Занятие по развитию речи «Теплый хлеб» К. Паустовский
4 неделя
1. Утреннее приветствие в кругу.
2. Беседа на тему «Добрые дела»
3. Разучивание гимна доброте.
ноябрь 2019года
1 неделя
1. Утреннее приветствие в кругу.
2. Беседа на тему «Взаимопомощь»
3. Игра «Копилка добрых дел»
2 неделя
1. Утренний круг «Мы очень рады»
2. Беседа на тему «Воспитанность и вежливость»
3. Спортивное развлечение «Спешите делать добрые дела…»
3 неделя
1. Утренняя игра «Клубочек»
2. Беседа на тему «Вежливая просьба»
Упражнение «Чаша доброты».
4 неделя
1. Утренняя игра в кругу «Волшебное животное»
2. Беседа на тему «Моя мама лучшая на свете»
В. Гауф. Карлик Нос
Декабрь 2020 года
1 неделя
1. Утренняя игра «Массаж по кругу»
2. Беседа на тему «Не будь жадным!»
3. Акция «Полечи книгу»
2 неделя
1. Утренняя игра «Пусть всегда будет…»
2. Беседа на тему «Почему нельзя дразниться»
3. О. Уальд “Мальчик-звезда”
3 неделя
1. Утренний круг
2. Беседа на тему «Спасибо за правду»
3. Игра на сплочение с обручем.
Январь 2021 года
1 неделя
1. Утреннее приветствие.
2. Беседа на тему «Еще один секрет вежливости»
3. Разбор проблемной ситуации «Твой друг загрустил…»
2 неделя
1. Утренний круг.
2. Беседа на тему «Кто кого обидел»
В. Губарев ”Королевство кривых зеркал”
3 неделя
1. Утреннее приветствие в кругу.
1. Беседа на тему «Я самый главный»
2. Разбор проблемной ситуации в группе.
4 неделя
1. Утреннее приветствие в кругу.
2. Разбор проблемной ситуации в группе.
Февраль 2021 года
1 неделя
1. Утреннее приветствие.
2. Беседа на тему «Обиженные друзья»
3. Рассмотрение ситуации «Настоящая помощь»
2 неделя
1. Утреннее приветствие в кругу.
2. Разбор проблемной ситуации «Объясни правильно»
3 неделя
1. Утренний круг.
2. Беседа на тему «Не завидуй другому»
4 неделя
1. Утренний круг.
2. Игровая ситуация «Добрый взгляд»
Март 2021 года
1неделя
1. Утреннее приветствие.
2. Игровая ситуация «Цепочка ласковых имён»
2 неделя
1. Утренний круг.
2. Беседа на тему «С чего начинается дружба»
3. Игровая ситуация «Комплименты»
3 неделя
1. Утренний круг.
2. Беседа на тему «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»
3. Игровая ситуация «Добрые пожелания»
4 неделя
1. Утреннее приветствие.
2. Инсценировка проблемной ситуации
Апрель 2021 года
1 неделя
1. Утренний круг.
2. Беседа на тему «Доброжелательность»
2 неделя
1. Утренний круг.
2. Постановка мини-сказки
3 неделя
1. Утреннее приветствие.
2. Беседа на тему «Злая неправда»
4 неделя
1. Утренний круг.
2. Игра «Я тебе желаю»