Василиса Кожевникова
Долгосрочный информационно-творческий проект «Я и моё тело» для детей от 3 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный информационно - творческий проект «Я и моё тело» для детей от 3 до 4 лет
Автор проекта : Кожевникова В. Г., воспитатель МБДОУ №6 «Рябинка».
Целевая группа: проект предназначен для детей от 3 до 4 лет.
Тип проекта : групповой, информационно-творческий.
Публикация «Долгосрочный информационно-творческий проект „Я и моё тело“ для детей от 3 до 4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Актуальность проекта : Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Проблема: привитие у детей четвёртого года жизни культурно - гигиенических навыков.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей четвёртого года жизни через использование разных видов деятельности.
Задачи:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Формировать правила поведения за столом.
4. Работа с родителями: Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно-гигиенических навыков.
Масштаб: группа детей от 3 до 4 лет (15 детей)
Длительность: декабрь 2013г – апрель 2014г.
План действий
Подготовительный этап: срок с 6.12.2013г. - 27.12.2013г.
мероприятия ответственные
Собрать литературу по данной теме Воспитатель
Составить план работы
Изготовить дидактические игры по данной теме
Приобрести наглядный материал (плакаты, иллюстрации)
Подготовить материалы для работы с родителями
Основной этап: срок с 9.01.14г. - 31.03.14г.
Мероприятия Ответственные
Беседы с детьми о правилах культуры гигиены Воспитатель
Пополнение развивающей среды группы по формированию у детей навыков умывания
Чтение художественной литературы в режимные
моменты по теме проекта
Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению культурно-гигиеническим навыкам.
Разучивание стихов, потешек о культуре гигиенических навыков.
Оформить книжный уголок " Надо, надо умываться, по утрам и вечерам".
Рассматривание сюжетных картин по соблюдению правил поведения за столом.
Составить фотоальбом группы по теме проекта
Сюжетно ролевые игры по теме проекта
Заключительный этап: 1.04.2014г. – 30.05.2014 г.
Мероприятия Срок
Презентация материалов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей четвёртого года жизни» 1.04.14г. - 30.04.14г.
Развлечение "Приключение мыльного пузыря" 28.03.2014г.
Развлечение "В гостях у Мойдодыра" 23.05.2014г.
План взаимодействия с родителями:
Консультации:
• "Как ухаживать за молочными зубами"
• "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
• "Как привить детям культурно гигиенические навыки"
• "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
План работы по формированию культурно-гигиенических навыков
Содержание работы Срок исполнения
Ситуативная беседа "Как вести себя за столом" Цель: Формирование столового этикета. Декабрь первая неделя
Дидактическая игра "Назови предметы личной гигиены" Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Декабрь вторая неделя
Дидактическое упражнение "Моем мылом чисто руки и лицо" Цель: Закрепить последовательность умывания.
Чтение К. Чуковский " Мойдодыр" Декабрь третья неделя
Сюжетно-ролевая игра " В гости кукла к нам пришла кукла Катя"
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре Декабрь четвёртая неделя
Игровая ситуация "Купание куклы" Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Разучивание потешки " Водичка - водичка" Январь вторая неделя
Дидактическое упражнение "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол" Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность) Январь третья неделя
Чтение стихов о культуре гигиенических навыков. Ежедневно
Рассматривание картины " Кукла Таня купает Катю" Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей Январь четвёртая неделя
Экскурсия в старшую группу. Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей старшей группы.
Чтение потешки "Водичка - водичка" Февраль первая неделя
Рассматривание иллюстраций по культурно – гигиеническим навыкам. Цель: Создание комфортных условий при формировании культурно - гигиенических навыков. Февраль вторая неделя
Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом" - ОБЖ Ежедневно
Дидактическая игра " Накормим куклу Катю". Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.
Рассматривание сюжетной картины " За обедом" Февраль третья неделя
Беседа с детьми " Опрятность – это важно". Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Создание рисунков по теме проекта Еженедельно
Лепка «Миски для трёх медведей». Цель: учить детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закрепить знание детей о личной гигиене. Февраль четвёртая неделя
Чтение сказки " Три медведя". Цель: Закрепить название посуды и правила поведения за столом. Март первая неделя
Игровое упражнение " Делаем причёску" Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре. Март вторая неделя
Рисование. Разукрашивание капельки. Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать не вылезая за контур. Март третья неделя
Развлечение «Приключение мыльного пузыря». Март четвёртая неделя
Дидактическое упражнение " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". Цель: Закрепить последовательность действий.
Дидактическая игра " Назови действие" Цель: Определять действия по показу. Апрель первая неделя
Игровая ситуация «Береги свою кожу». Апрель вторая неделя
Беседа " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены. Апрель третья неделя
Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр". Апрель четвёртая неделя
Беседа с детьми " Как вести себя за столом"
Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово" Май первая неделя
Рассмотреть иллюстрации «Я и моё тело». Май вторая неделя
Развлечение «В гостях у Мойдодыра». Май третья неделя
Игровая ситуация: «Что для чего». Май четвёртая неделя
Интеграция образовательных областей
№ Образовательные области Содержание
1 Познание Беседа " Опрятность – это важно", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий. Наблюдение за умыванием детей средней группы.
2 Коммуникация Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры ситуации, Дидактические упражнения.
3 Чтение художественной литературы К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков.
4 Социализация Дидактические упражнения " Делаем причёску", " Моем чисто руки и лицо", Сюжетно ролевые игры " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". Дидактические игры" Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка"
5 Труд Самообслуживание, умывание и др.
6 Безопасность Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"
7 Музыка Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков
8 Художественное творчество Рисование и лепка по теме проекта
9 Физическая культура Сюжетные комплексы общие развивающие упражнения.
10 Здоровье Дидактические игры, беседы по формированию культурно гигиенических навыков
Ожидаемые результаты
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец, чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.
Список литературы:
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание. -1989- №11-17-21с
2. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. -М. :Академия, 1997-240с.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. :Просвещение, 1991-160с.
4. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12с.
5. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1986-141с
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы – М. ,2004.
7. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.
8. Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Волгоград. 2009.