Неволина Елена
Воспитательный потенциал социально-экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитательный потенциал социально – экологического образования» Неволина Елена Юрьевна воспитатель первой категории МБДОУ ДС «Колобок» г. Волгодонска.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование основ экологического сознания и экологической культуры. Необходимость экологического воспитания дошкольников, была продиктована самой жизнью. Долгое время люди использовали природные ресурсы без учета экологических законов, что привело к значительному истощению и обширному загрязнению всей окружающей среды. Над планетой нависла угроза экологической катастрофы. Для предотвращения которой, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.
Публикация «Воспитательный потенциал социально-экологического образования» размещена в разделах
Всё это представлено, как целевые ориентиры, в ФГОС ДО, в рамках образовательной области «Познание». Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.
Всё выше сказанное и обуславливает выбор темы моего опыта работы.
В своей работе с детьми использую такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. Тогда у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, растет познавательный потенциал :
-исследования и экспериментирования;
- прогулки;
- разбор проблемных ситуаций и их решения;
- разгадывание загадок;
-наблюдения;
- коллекционирование;
- СОД с родителями в ходе развлечений, экологических акций;
-рассказ педагога;
-беседы на экологическую тему с использованием фильмов, слайдов, художественной литературы и т. д. ;
-конкурсы разной направленности, например, на лучший плакат по охране природы, самую оригинальную поделку из природного материала, наиболее интересный рассказ о домашнем питомце и пр. ;
-организация экологической тропы (разработка экологического маршрута) и наблюдения на ней;
-ведение календарей наблюдений за природными явлениями и объектами;
-проектная деятельность.
Экологические знания и умения дети получают не только в процессе непосредственно образовательной деятельности по экологии, а и во всех других областях через интегрированный подход к обучению и организации экологического пространства.
На прогулке практикую подвижные игры природоведческой тематики, подражание повадкам животных, их образу жизни, природным явлениям. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию. («Летает, плавает, бегает», «Воздух, земля, вода» и др.)
В группе разработала и оформила календарь природы с помощью которого дети фиксируют и систематизируют наблюдения о явлениях живой и неживой природы.
Оформила центр «Экология», в котором дети осваивают элементарный труд в природе, что способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания,сопереживания живым существам). Позволяет увидеть ребёнку результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контаков с миром природы, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.
В своей работе использую метод проектной деятельности. В данном направлении разработаны и реализованы проекты: «Наши друзья - насекомые», «Мой друг-зелёный лук» и др.
Мною накоплено и изготовлено много обучающего и развивающего материала для экологического воспитания детей : макеты природных зон, лепбуки: «Этажи леса», «Сортировка мусора», «Земля-наш общий дом», «Подводный мир»; книжки-раскладушки: «Как растёт живое». И многое другое.
В процессе экологического воспитания развивается речь детей. Это очень важно для каждого ребенка. Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.
Художественно-творческая деятельность, слушание, рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможноти. Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно-творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.
На территории нашего детского сада создана экологическая тропа, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и кустарников, наблюдают за погодой, делают выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, выступают в роли исследователей.
Одним из важных компонентов экологического воспитания является работа с родителями. Именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
Совместно с родителями мы проводим экологические акции, которые формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросового материала, сбор маккулатуры, сбор батареек, помощь бездомным животным.
Вывод: в результате своей работы, могу сделать вывод о широких возможностях в условиях ДОУ для экологического образования. Экологические знания, приобретённые в ДОУ, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.
«Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно».
Н. И. Сладков
Литература:
1. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей»;
2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического воспитания детей.