Людмила Колосова
Современные средства оценивания процесса и результата воспитания школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные средства оценивания
процесса и результата воспитания школьников.
Цель:
Изучение личности ребенка и определение уровня воспитанности школьников
Задачи:
Создание благоприятных условий для повышения качества воспитания;
Систематизация работы по обеспечению социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
Публикация «Современные средства оценивания процесса и результата воспитания школьников» размещена в разделах
Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы, как в процессе обучения. Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность : это систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Понятно, что одно яркое «мероприятие» не способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания идет от случая к случаю, воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании своего подопечного вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки. Например: в классе прошла интерактивная игра «Этика общения», после которой ребята здоровались со всеми работниками школы. А по истечению времени снова стали здороваться только со своими педагогами.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями можно достигнуть различных результатов. Это обусловлено индивидуальными особенностями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. (Например, Мицкий Егор приучен складывать свои вещи и ухаживать за обувью, зато Цунаев Данила без напоминания воспитателя не делает этого до сих пор).
Итак, что означает такое понятие, как оценка качества результатов воспитания?
И следует ли вообще оценивать качества результатов воспитания учащихся?
Следует. Потому что важно иметь представление о том, что удалось и чего не удалось достичь воспитателю, учителю, школе в воспитании ее обучающихся.
Термины
Педагогический мониторинг - это процесс непрерывного научно обоснованного слежения за состоянием, развитием воспитательного процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения
Мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния.
Диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня процесса и результата обучения и воспитания;
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение отдельных школьников и учителей, ученических и учительских коллективов, воспитательного процесса в целом.
Оценка - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.).
Что и как следует диагностировать, отслеживать, оценивать
(т. е. содержание и технологии).
Подвергается оценке :
достижения воспитанников;
«Вклад» педагога – воспитателя, который он совершает в процесс духовно-нравственного личностного развития
Подходы к оценке.
Традиционный:
Исходит из количественных, в большей степени формальных показателей ( н-р: участие в конкурсах, олимпиадах, участие в работе органов ученического самоуправления, творческих, спортивных объединениях, в добровольческих акциях, движениях и т. д.
Новый:
Исходит из качественных показателей («приращения» в личностных качествах или видах личностного опыта). Мы сравниваем, например, Кононова Влада не с другим учеником, а с ним вчерашним.
Виды опыта, который осваивается в процессе школьного воспитания.
Опыт самоопределения школьника в области смыслов учения, жизненных перспектив;
Опыт поиска смысла затраты усилий в процессе добровольческих дел, направленных на благо другого;
Опыт выбора сфер приложения сил в свободное от учебных занятий время;
Опыт совершенствования над собой волевого усилия в случае затруднения, при выполнении порученного дела;
Опыт напряженного труда, собственного усилия;
Опыт рефлексии (стремление и готовность анализировать процесс и результаты самостоятельно выбранного образовательного маршрута); опыт адекватной оценки своих достижений;
Опыт принятия ответственности перед самим собой, родителями, окружающими за результаты процесса обучения, воспитания;
Опыт самостоятельности в реализации общественно-полезных, нравственно- ориентированных деяний;
Опыт творческой деятельности благодаря участию в личностно-развивающем учебно-познавательном процессе в школе.
Содержание диагностики.
графические данные об ученике и его семье,
данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
познавательных способностях (особенности внимания, памяти, воображения, мышления)
интересы,
отношения,
ценности и т. д.
Результаты уровня оценки коммуникативных навыков
7 класса за 2019-2020 уч. г.
Воспитатели : Колосова Л. И., Ятлова И. В.
Фамилия Имя Начало года Конец года
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Рак Тимур + +
2. Сухоносов Владимир + +
3. Соколова Олеся + +
4. Чалый Артемий + +
5. Бутко Анна + +
6. Кононов Владислав + +
7. Мицкий Егор + +
8. Разживина Лиза + +
9. Стаценко Дмитрий + +
10. Швец Любовь + +
11. Арбузова Алла + +
12. Орехов Юстин + +
13. Цунаев Данил + +
14. Воронина Яна + +
15. Налитов Виктор + +
16. Давыдчук Егор + +
17. Таюрская Кира + +
18. Маслобоева Аня + +
19. Макухин икита + +
На начало года-19 человек
На конец года- 19 человек 5 ч. -27% 9 ч. -47% 5 ч. -26% 11 ч. -58% 8 ч. -42% 0%
Диаграмма воспитанности учащихся 7 класса
за 2019-2020 уч. г.
Воспитатели : Колосова Л. И., Ятлова И. В.
Как исследуется воспитанность?
Рассмотрим некоторые диагностические методы:
• Наблюдение. Этот метод позволяет получить информацию о свойствах личности благодаря поведенческим проявлениям в разных жизненных ситуациях.
• Беседа. В процессе диагностической беседы экспериментатор уже может определить относительный уровень воспитанности учащегося.
• Анкетирование. Ученные разработали специальный тест под названием «Анкета воспитанности». Испытуемый заполняет бланк с вопросами, а экспериментатор анализирует содержание ответов.
• Я советую анкету "Мой опыт" (для учащихся 5- 11
• классов) - это перечень возможных социально значимых дел, которые могли быть организованы в классе,школе. Школьнику предлагается указать те, в которых он был задействован, отметить, в каком статусе он был в них задействован (участника или организатора, а также оценить степень полезности этих дел для себя лично. На этой основе делается вывод о том, какой опыт социально значимого действия школьники приобретают.
• Метод анализа и статистические методы обработки данных.
Например, определение уровня воспитанности :
Воспитанность – это интегрированный показатель сформированности отношения ученика к учебе, обществу, людям, к себе.
Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств.
Мониторинг уровня воспитанности можно представить как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о воспитательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии субъекта воспитания в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Мониторинг необходимо проводить не реже двух раз в течение учебного года (сентябрь, апрель, чтобы наглядно представлять, насколько позитивными являются изменения в личности ребенка (или наблюдается личностный регресс)
• Оценка уровня воспитанности учащихся ___7___класса
№ п / п Критерии Уровень воспитанности
высокий 3б средний 2б низкий 1б
Проявления
1. Внешний вид Опрятный, не вызывающий, не раздражающий Неопрятный, вызывающий, раздражающий
2. Манера общения, речь Общительный, открытый, вежливый Стремится навязать своё мнение, употребляет ругательства
3. Отношения с учителями Уважительные, доброжелательные, почтительные Неуважительные, с элементами грубости
4. Отношения с одноклассниками Дружеские, сопереживающие, с симпатией Конфликтные, издевательские, с антипатией
5. Дисциплинированность (в плане выполнения поручений) С особой тщательностью выполняет все требования учителя Игнорирует требования учителя, воспитателя, поступает исходя из личных интересов
6. Отношение к школьному имуществу, труду других Бережное, ценит труд окружающих Пренебрежительное (ломает, пачкает, не ценит труд других)
7. Особенности поведения Систематически совершает положительные поступки Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения дисциплины)
8. Отношение к своим поступкам Адекватно оценивает свои поступки Равнодушен, оправдывается
9. Отношение к педагогическим воздействиям Переживает, старается пересмотреть ситуацию и исправиться С ожесточением
• Протокол оценки уровня воспитанности ___7___класса
№ п/п Ф. И. обучающегося Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах) всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9
пример Арбузова А. М. 3 б 2 б 3 б 2 б 1 б 3 б 1 б 2 б 2 б 19 б
Таким образом оценка качества воспитанности школьников позволит педагогам :
•делать общий вывод о результатах воспитания, социализации и саморазвития своих подопечных,
• видеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности,
• видеть масштабы каждой проблемы в пределах каждого класса и школы в целом;
• регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания : то есть управлять воспитательным процессом по результатам!
Эффективность воспитательного процесса.
Эффективность – это соотношение достигнутых результатов к целевым ориентирам и соотношения с достижениями прошлых лет.
Методология
Личность –цель,
- субъект,
- результат воспит. процесса;
Умение измерять эффективность (при отборе критериев показателей необходимо использовать системный подход, т. е. взаимосвязь результата с целями);
Использовать одну методику исследования на протяжении нескольких лет;
Не диагностика ради диагностики, а диагностика ради развития ребенка;
Диагностика отслеживается в течение нескольких лет (диагностика была общей, глубокой, детальной);
Диагностикой определяют эффективность педагогических средств, форм, методов, которые влияют на развитие личности;
Диагностика не должна быть большой, материально-затратной;
Обязательно знакомить с результатами диагностики всех субъектов образовательного процесса (с согласия испытуемых произносить фамилии);
Процесс изучения эффективности не должен причинять неудобства испытуемым и не давать негатива
Алгоритм изучения процесса воспитания
Определить цели и задачи диагностики (т. е. то, что будем изучать);
Определить и подобрать критерии показатели для определения эффективности и результативности воспитательного процесса;
Выбрать методики изучения;
Подобрать диагностический инструментарий;
Исследование испытуемых;
Обработка и интерпретация результатов исследования;
Анализ;
Оценка;
Обсуждение результатов.
Выводы и рекомендации:
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической работе. Ведь воспитатель, классный руководитель получает данные для корректировки процесса воспитания, а с другой стороны, возможность для проведения, прогнозирования изменений в развитии учащихся в будущем. И самое главное – в процессе диагностирования воспитатель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Ведь многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними.
Изучение школьников, диагностические исследования педагогов не самоцель, а средство для улучшения воспитательной работы. Материалы мониторинга являются исходной точкой при планировании воспитательной деятельности школы на будущее
Мониторинг качества воспитательной системы школы дает возможность ощутить позитивный результат в воспитательной работе с учащимися.
Основным критерием эффективности воспитательной системы является стабильное повышение уровня воспитанности учеников, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое и мировоззренческое развитие.
Список литературы:
Белоусова О. В. Социально педагогический мониторинг уровня воспитанности. М., 2009 г.
Воспитательный процесс : изучение эффективности: методические рекомендации/ Под ред. Е. Н. Степанова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.- 122 с.
Григорьев Д. В., Степанов П. В., Кулешова И. В. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА РЕБЕНКА. М., 2008г
Педагогический контроль в процессе воспитания (методические рекомендации) под ред. Е. Н. Степанова М. ,2009 г
Ратанова, Т. А., Психодиагностические методики изучения личности/ Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. - М. ,1998.- 264 с.
Сафонцев, С. А. Контроль качества образовательного процесса на основе тестовой диагностики// Школьные технологии. - 2002.- №5.
Тараненко, О. Диагностика воспитательной работы в классе// Воспитание