Марина Смородина
Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная художественная деятельность- показатель высокого уровня художественного развития детей т. к. возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без видимого руководства взрослого. Наличие самостоятельной художественной деятельности говорит также о влиянии грамотного организованного образовательного процесса, хороших традиций быта детского сада.
Публикация «Консультация „Самостоятельная художественная деятельность детей“» размещена в разделах
Основной путь художественного развития ребенка- самостоятельное творчество. Характеристика его сущности затрудняется, по мнению многих исследователей, не поддается изучению. Следовательно, бессмысленно ставить и вопрос о целенаправленном руководстве, речь может идти только о влиянии отдельных факторов.
Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребё нка:
-развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
-процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
- в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
-совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
- в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом; - в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности : дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Самостоятельная деятельность тесно связанна с поисковой деятельностью.
Исследования Н. Н. Подьянова свидетельствуют, чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок и тем эффективнее идет развитие. Поисковая деятельность строится самим ребенком – каждый раз по- новому, по мере получения все новых и новых знаний об объекте. Таким образом ребенок получает возможность ставить все более сложные цели и задачи. В процессе достижение цели у него возникает потребность в «открытии» новых способов преобразования объекта.
Г. Н. Пантелеев ввел в педагогику понятия «Предметно- пространственная среда». В своих исследованиях показал, что пространственная среда должна снабжать ребенка определенной художественной информацией с учетом характера его художественной деятельности.
Развивающая пространственная среда связанна с практическими художественными действиями детей. Содержание - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
Ассортимент предметов и материалов определяется спецификой каждого вида художественной деятельности. Классификация сложна по причине ее полифункциональности, но можно выделить два вида дидактического оборудования:
• Материальные средства: печатные
-пособия (художественные альбомы, детские энциклопедии, книжки- картинки, наглядные картинки)
- аудиовизуальные (видеофильмы, мультфильмы, диски)
- объёмные (макеты, муляжи, гербарии)
• Художественные предметы и дидактические пособия
- произведения народного и декоративно- прикладного искусства.
- настольно- печатные игры,
- художественные игрушки.
-комплекты детского театра.
-художественные материалы для рисования,моделирования, конструирования.
- коллекционирование- дети самостоятельно собирают : киндер игрушки, ракушки, камушки. Объединяя их в коллекции и отображая в самостоятельной изодеятельности, тем самым повышая интерес.
Для полноценной самостоятельной деятельности рекомендуется применение самых различных художественных материалов и инструментов изобразительной деятельности. Дети рисуют не только цветными карандашами или мелками, но и любыми другими предметами (прутики, деревянные ватными палочками, собственными пальчиками и ладошками, ногами и всем телом, оставляющий следы на снегу или песке. В качестве основы или фона используется песок, глина, снег, стекло, бытовые вещи (одежда, носовые платки). Помимо красок используется цветной песок, зубная паста, манная крупа. Важно, что разнообразие материалов, способов создания образов и свободы выбора инициирует детское художественное экспериментирование. Свобода выбора материалов обеспечивают разнообразие контекстов, что принципиально для формирования эстетических обобщений и осмысленных знаний.
Вывод: таким образом необходимо обогащать детей новыми художественными впечатлениями, создавать условия для художественного экспериментирования, находить более эффективные методы педагогического руководства, обеспечивающие перенос полученного детьми опыта в самостоятельную деятельность. При этом нам надо понимать, что художественное экспериментирование и самостоятельная деятельность- это особые виды детской деятельности и в тоже время- свободные формы обогащения и организации эстетического опыта детей, которые могут естественным образом перерастать одна в другую.