Ирина Мартынец
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами фольклора
Приобщение дошкольников
к истокам русской народной культуре
средствами фольклора.
Актуальность
В наше время особо ценится стоит формирование душевного мира человека третьего тысячелетия. Не секрет, что у Россия кризис воспитания подрастающего нового поколения. Пропадают традиции, теряются нити объединяющие старшее и младшее поколение. Исходя из этого поднимается вопрос про то, чтобы восстановить общение поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живут в людях старшего поколения.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры средствами фольклора» размещена в разделах
Духовно-нравственное образование – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему обязаны разрешить те, кто имеет отношение к детям нынешного поколения. Что мы «вложим» в душу ребят на этапе взросления, вследствии станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это ступень познания мира и отношений, формирование основ личности.
Наша цель – научить ребят нашего поколения видеть картинку высоконравственных качеств в жизни, распознавать благо и зло, отзывчивость и равнодушие.
Приобщение ребят к народной культуре как направленность отечественной преподавательской идеи стало активно разрабатываться в 80-90 – е годы прошедшего столетия.
Важную роль в воспитании дошкольников и подростков играет детский фольклор.
Детский фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в учении его к истокам родного, русского народного творчества.
Цель: Воспитать у детей интерес и любовь к русской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
Одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к культурным нормам, традициям семьи, общества. ,.
Задачи:
Познакомить с русской культурой, народными.
Развить творческие способности в изобразительной культуре.
Знакомить с художественной литературой нашего народа.
Создать условия для повышения интереса к культуре русского народа.
Реализация проекта
I Этап – Подготовительный
Доказать актуальность темы, мотивация ее выбора.
Определить цели и задачи проекта.
II Этап – Организационный
Участники проекта:
Дети старшей/подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Создание условий для реализации проекта:
Предметно-развивающая среда с целью ознакомления детей с русской народной культурой :
Русская изба.
Уголки в группах по приобщению детей к истокам русской народной культуры, где собран практический материал:
• литература для детей (сказки, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
• аудиоматериалы;
• раздаточный материал для проведения занятий;
• картотека подвижных народных игр по приобщению детей к русской народной культуры;
• иллюстрации.
Формы работы по приобщению к истокам русской народной культуры :
Чтение народных и авторских сказок.
Циклы занятий по приобщению детей к народной культуры.
Оформление участков и фасада здания детского сада.
Практический:
Выставка работ с родителями «Золотая Осень»
семинар: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами фольклора»
Чтение произведений русского фольклора :
Песенки:
• «Наш козел…» песенка
• «Зима пришла…»;песенка
• «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»;песенка
Заклички:
• «Иди, весна, иди, красна…»
Календарные обрядовые песни:
• «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;
• «Как на мысленной неделе…».
Небылицы:
• «Вы послушайте, ребята».
Сказки и былины:
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)
• «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова)
• «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок);
• «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
• «Волк и лиса» обр. И. Соколова-Микитова;
• «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой;
Музыкальный репертуар:
Упражнения:
• «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. народную мелодию «Из под дуба, из под вяза»);
Танцы и пляски:
• «Русская пляска», (рус. нар. мелодия «Во саду ли в огороде»)
• «Матрешки» (муз. Б. Мокроусова)
Хороводы:
• «Со вьюном я хожу». «А я по лугу» (рус. нар. песни обр. В. Агафонникова)
Игры:
• «Ловишка»
• «Как на тоненький ледок»
Инсценировка сказки:
• «Кот и лиса»;
• «Теремок»
Игра на детских музыкальных инструментах:
• «Во саду ли в огороде»
• «Во поле береза стояла»
Народные игры :
• «У медведя во бору»;
• «Гори, гори ясно»;
• «Лапта»
• «Два Мороза»
• «Жмурки»
Изобразительная деятельность:
Рисование:
• «Кукла в русском костюме»
• «Завиток» (декоративное рисование)
• «Расписывание вылепленной барышни»
• «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи)
• «Обложка для книги сказок»
• «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)
Аппликация:
• «Осенний ковер»
• «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)
• «Праздничный хоровод»
Беседы с детьми:
• Изучение пословиц, поговорок и песен о лете.
• Побеседовать об осени, приметах.
• Познакомиться с хохломской росписью, рассказать о традициях хохломской росписи.
• Побеседовать о рождественских праздниках
• познакомиться с гжельским художественным ремеслом.
• Рассказать о русских великих богатырях.
Использование методической литературы:
• Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
• Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой».
• Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.
• Интернет ресурсы.
Серия «Искусство детям» :
• «Волшебный пластилин».
• «Городецкая роспись».
• «Хохломская роспись».
Охват проекта
• Дети старшей и подготовительной группы (5-7 лет)
• Родители детей
• Воспитатели, музыкальныйе руководители, тренер по физической культуре.
Затраченные ресурсы:
• Использовалась литература и интернет ресурсы в разработке.
• Помощь сотрудников детского сада и родителей в оформлении группы и муз. зала.
• Выставка поделок родителей и детей.
III Этап – Заключительный
Провести семинар «Развитие творческих способностей дошкольника средствами фольклора» на муниципальном уровне.