Наталия Карташова
Применение игровых технологий при обучении дошкольников основам безопасного поведения на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
Карташова Н. А. воспитатель высшей кв. категории, МДОУ № 1 «Аленушка», г. Тейково.
Проблема безопасности дорожного движения на современном этапе одна из самых важных и актуальных! С каждым годом увеличивается процент дорожно – транспортных происшествий с участием детей, т. к. они недооценивают реальную опасность, которая им грозит на дороге. В 2014 году вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самым главным является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в развитии человека. Тем самым, это позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания детей.
Публикация «Применение игровых технологий при обучении дошкольников основам безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС дошкольного воспитания, социализация личности дошкольника и его коммуникативность выделены в одну образовательную область – «Социально – коммуникативное развитие». А приоритетной задачей данной области является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Тем самым, родителям и педагогам необходимо обеспечить сохранность жизни ребенка, доступно объяснить ему правила дорожного движения, обучить безопасному поведению на улицах города в качестве пешехода и пассажира.
Наш детский сад, в течение продолжительного времени, активно взаимодействует с МО МВД России «Тейковский». Так же содействие в работе по обучению детей правилам дорожного движения оказывают родители, которые служат в ДПС. В связи с этим, у меня возникла идея о совместном проведении развлечения по дорожной безопасности. А т. к. игра в дошкольном возрасте – это основной вид деятельности, поэтому игровой характер развлечения помог детям закрепить, приобретенные в процессе образовательной деятельности, знания о ПДД, правильном поведении на улице, установлению дружеских взаимоотношений, как внутри детского коллектива, так и между воспитателем, детьми и сотрудниками ДПС. И решить комплекс задач:
1. Закрепить умения применять полученные знания и умения в игровой форме.
2. Развивать интерес к изучению ПДД, подводить детей к осознанию необходимости соблюдать и выполнять правила дорожной безопасности, вырабатывать навыки осознанного поведения на улице.
3. Воспитывать грамотного пешехода, формируя навыки культурного поведения на улице, ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих.
С ребятами была проведена предварительная работа: знакомство с дорожными знаками; обыгрывание различных дорожных ситуаций; рассматривание иллюстраций об опасных происшествиях на дороге, с последующей беседой; экскурсии по улицам города; чтение литературных произведений; просмотр диафильмов, видеороликов, презентаций («Наш друг Светофор», «Мы идём через дорогу» и др.); подвижные и дидактические игры («Красный, желтый, зеленый», «Скажи наоборот», «Светофор» и др.); разучивание песен, стихов, танцев; подготовка атрибутов. В развлечение я включила: дидактическую игру «Слушай и запоминай!», содержащую индивидуальные вопросы к детям о ПДД; подвижную игру «Светофор» на развитие внимания и быстроту реакции; театрализованную сценку «Бездельник Светофор», которая помогла детям проявить свои творческие способности, перевоплотиться в героев сказки – лесных зверей и закрепить знания о светофоре; игру – эстафету командного характера «Дорожные знаки», направленную на знание дорожных знаков и их классификацию (запрещающие и разрешающие); ролевую игру «Пешеходы и водители» для закрепления правильного поведения на улице в качестве пешеходов и водителей, с использованием игровой атрибутики. В качестве динамической паузы дети исполнили танцевальную композицию «Светофорчик», а как музыкальное приветствие - «Песенку о правилах дорожного движения». Также были использованы элементы современных образовательных технологий : интерактивное оборудование, авторская электронная презентация «Азбука безопасности», интерактивная игра «Загадки и отгадки».
Но, на этом я не остановилась! Современные требования к качеству дошкольного образования подразумевают, что нам, педагогам, необходимо постоянно повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями. Привычка безопасного поведения на дорогах, формируется уже в дошкольном возрасте, а игра - ведущий вид деятельности, то и обучать детей правилам дорожного движения следует в игровой форме. В игре ребенок использует разнообразные игрушки, которые помогают осуществить свой замысел. Новым изобретением и средством обучения в педагогике стал американский «лэпбук» (англ. «lapbook») - интерактивная папка для детей или «наколенная книга» на заданную тему, содержащая внутри множество деталей. Я попробовала и на основе этой папки создала русскую версию «лепбука» – «игробук» (т. е. дидактическое пособие - «книгу для игры» или «игровую книгу»). Мой «Дорожный игробук» – новая форма (продукт) совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с дорожной безопасностью. Он состоит из четырех полей, и представляет собой картонную папку формата А-3, обклеенную бумагой. Пособие яркое, интересное, красочное, и это помогает привлечь внимание детей. На страницах игробука имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана различная информация и познавательный материал. В него входит: DVD-диск и восемь развивающих заданий для совместной и самостоятельной деятельности детей. Играть можно сидя за столом или на полу, индивидуально или с подгруппой детей. Для этого я адаптировала «Дорожный игробук» и разработала технологию проведения занятий. Благодаря содержанию данного пособия, дети выучат дорожные знаки, познакомятся с видами транспорта, разучат стихи, поговорки о транспорте, научатся отгадывать загадки и собирать разрезные дорожные знаки. В любое удобное время ребенок просто открывает «Дорожный игробук» и начинает с ним играть.
Содержание игробука можно легко пополнять и усложнять в соответствии с возрастом детей. В старшем дошкольном возрасте ребята могут вместе с взрослыми или самостоятельно подбирать новый материал, анализировать и сортировать информацию, пополнять содержимое кармашков по своему усмотрению. Привлечь к изготовлению дополнительного материала для игробука можно и родителей.
Применение такой игровой технологии, как «игробук», позволяет использовать инновационные методы и формы работы, создавать развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, обеспечивать развитие детей с учетом их интересов, желаний и возможностей. При выборе форм обучения, очень важно довести до детей смысл опасности при несоблюдении норм общественного поведения, научить оценивать дорожную ситуацию.
Мы проявили творчество, фантазию! Поиграли и нам понравилось!
Приложение.
Библиографический список литературы:
1. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
2. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989.
3. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М. «Просвещение» 1973 г.
4. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2006.-64с.
6. «Правила дорожного движения РФ». Утверждены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. В редакции Постановления Правительства РФ от 27 января 2009г. №28.
7. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1979.
8. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 4-18.
10. Хабибулина Е. А. Дорожная азбука в детском саду. – Санкт-петербург, «Детство – пресс», 2011.
11. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
12. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий», 2003.