Надежда ЕРМЕКЕЕВА
Выразительное чтение дошкольников как инструмент развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) Доклад на тему: «Выразительное чтение дошкольников как инструмент развития речи»
(слайд 2) Цель: развивать речь у дошкольников путем применения выразительного чтения. Формировать интонационную выразительность речи у детей. Повышение профессионального уровня и статуса педагога.
Задачи:
• воспитывать любовь к поэзии;
Публикация «Выразительное чтение дошкольников как инструмент развития речи» размещена в разделах
• развивать умение воспринимать и выразительно воспроизводить стихи;
• развивать эстетическое восприятие поэзии, художественного слова;
• воспитывать художественный вкус;
• формирование звуковой культуры речи, овладение средствами звуковой выразительности (тон, тембр, темп, сила голоса, интонация, выработка чёткой дикции;
(слайд 3) Практический опыт работы в детском саду показывает, что в основе развития речи дошкольников лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности ребенка. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка и её роль в развитии речи дошкольника. Художественная литература развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
(слайд 3) Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
(слайд 4) Как рассказывать и читать детям? Громко или тихо? Здесь не может быть однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит прежде всего от содержания произведения. Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием произведения. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает. Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием текста. Слова, на которые мы хотим обратить внимание произносим медленнее, а менее значительные иногда почти скороговоркой. С помощью пауз можно передать настроение действующих лиц. Велико значение эмоциональной окраски голоса, его тембр. Одни и те же слова в зависимости от того с каким выражением их произносят, могут совершенно поменять смысл.
(слайд 5) На формирование выразительности речи направлены следующие приё мы:
1. образец выразительного чтения;
2. пример выразительного чтения ребёнка;
3. оценка чтения;
4. подсказка нужной интонации;
5. напоминания о похожем случае из жизни ребёнка, оживляющие пережитые чувства;
6. объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
7. характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации;
(слайд 6) В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов.
• наглядные методы (осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов, игрушек, показ картин, фотографий);
• практические метод (игры-драматизации, настольная инсценировка, методы трудового характера);
• словесные методы (речевой образец, повторение, объяснение, словесное упражнение, вопрос).
(слайд 7) По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа и др. Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие – указания, вопросы – будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным – коллективный разбор и т. д. Косвенными приемами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова, объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). (слайд 8) - видео
(слайд 9) Вывод: в дошкольном возрасте одной из задач является ознакомление детей с разными жанрами художественной литературы. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, помогает овладению средством звуковой выразительности. При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчёркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведёт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.
Список использованной литературы
1. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников. – М. : Академия, 2012. – 352 с.
2. Гриценко З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М. : Академия, 2008. – 224 с.
3. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М. : ЦГЛ, 2004. – 128 с.
4. Кубышкина Т. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. : ДРОФА, 2010. – 352 с.
5. Акулова О. В. Образовательная область "Чтение художественной литературы". – М. : Детство-Пресс, Сфера, 2012. – 192 с.
6. Гурина И. В. Уроки чтения. Читаем и пересказываем. – М. : Фламинго, 2014. – 16 с.
7. Мальцева И. В. Я читаю и составляю тексты. – М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 16 с.
8. Узорова О. В. Быстрое обучение чтению. – М. : АСТ, 2017. – 48 с.
9. Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. Методическое пособие. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 144 с.
10. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М. : ЦГЛ, 2004. – 128 с.
11. Широкова Г. А. Школа общения для дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 288 с.