Елена Трухачева
Значение пения как вида музыкальной деятельности в общем развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Значение пения, как вида музыкальной деятельности, в общем развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Трухачева Е. Ю.
Люберцы, 2019
Публикация «Значение пения как вида музыкальной деятельности в общем развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пение – чрезвычайно важный раздел работы по музыкально-творческому развитию детей, так как в процессе пения у них развивается внимание, память, речь (обогащается пассивный и активный словарь, звуковая культура речи).
Способность к пению проявляется в раннем возрасте, поэтому так важно уделять этому виду музыкальной деятельности особое внимание.
Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звучания голоса. Дети имеют небольшой голосовой диапазон, в силу возрастных особенностей. Очень важно научить детей дошкольного возраста пользоваться своим голосов правильно.
Общие проблемы при пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый звук и невнятная дикция.
Педагогу следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Поэтому очень важен принцип – «Не навреди!». Обучение пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приёмов усвоения того или иного навыка.
Обучение «чистому» пению следует начать с диагностики певческих данных детей, в процессе которой педагог определяет чисто поющих детей и «гудошников».
Далее следует организовать пение по подгруппам, в процессе которого сравнивают пение чисто поющих детей и детей со слабой координацией между слухом и голосом. Постепенно к чисто поющим детям добавляют «гудошников», которые подстраиваются слухом и начинают петь чище.
Большое значение имеет то, как дети рассаживаются во время пения : ближе к педагогу садятся более слабые дети, а подальше - чисто поющие дети. Главное, чтобы дети с неустойчивым навыком чистоты интонации были в зоне «чистого» пения – между педагогом и чисто интонирующими детьми. Это им поможет подстроится ухом и голосом.
Педагогу важно уделить внимание охране ещё хрупкого и слабого голоса детей : нельзя петь громко, нежелательно исполнять песни, не соответствующие диапазону голоса детей (ре1 – до2).
Кроме того, пение способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников, они способны чувствовать и передавать различный характер и настроение песни.
Коллективное пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого).
К пению детей приобщают не только на музыкальных занятиях, но и во время повседневной жизни группы (например, пение воспитателя сопровождает игры или бытовые режимные моменты – умывание, одевание и т. д.)
К песням для детей предъявляются следующие общепринятые требования : они должны быть доступными, яркими, образными, и главное, они должня нравиться детям, и взрослым.
В работе по пению с детьми четвё ртого года жизни наблюдаются следующие проблемы:
- чаще всего малыши поют говорком, т. е. не умеют протяжно исполнять песню;
- у детей небольшой диапазон голоса (2-4 звука);
- большинство детей не поют, а подпевают отдельные слоги и слова.
Развитие творчества у детей в пении проявляется в импровизации простейших мотивов в процессе ролевых игр. Например, напевание колыбельной кукле или мишке, сопровождение импровизации в пляске пропеванием весёлой мелодии и т. д.
У многих детей пятого года жизни остаются проблемы со звуковой культурой речи. В работе над певческой дикцией педагог формирует навык произношения безударных гласных в конце слов (краснуЮ, белуЮ и т. д.). для более эффективной работы над дикцией педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые игры. Важно побуждать детей петь не только на занятиях, но и в свободных играх.
С детьми 5-6 лет продолжается работа над дальнейшим развитием вокально-хоровых навыков. Совершенствуется певческая дикция: педагог автоматизирует навык правильной артикуляции не только безударных гласных в конце слов, но и согласных звуков в конце слов (дети часто их «проглатывают»).
Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания. Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы – 5-6 секунд (небльшая музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей расширяется (до1 – си1).
Физиологическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать работу по пению уже на новом уровне. Важно продолжить работу над развитием певческого дыхания, умение петь протяжно, пропевая все слова песни. Продолжительность музыкальной фразы – до 5-6 секунд. Диапазон голоса расширяется (до1 – ре, ми2).
Эффекты правильного певческого воспитания выражаются в том, что у детей седьмого года жизни сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: они поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию песни.
А главное – дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а так же в свободное время