Айгуль Ханова
Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ как одно из условий ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Ханова А. А.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи в решении этих проблем. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Публикация «Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ как одно из условий ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Слайд Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребёнка, развитию речи.
Поэтому цель нашей работы - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний мы поставили перед собой следующие задачи:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
• Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Система работы с детьми построена на основе игр экономической направленности с детьми дошкольного возраста, которые проводятся с детьми в свободное время. Именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Форма работы: сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные игры и развлечения, театрализованные мини-постановки, игровые образовательные ситуации.
Сюжетно-ролевые игры, как «Магазин «Продукты»». «Автобус». «На почте» «В банке» «Парикмахерская» «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».
Объяснить, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. – Сначала заработать – потом тратить.
другие здесь дети учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов. Цель: закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, дать новое понятие «товар», «цена»,«покупка»; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Дидактические игры. Дидактические игры «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин».
«Разложите товар» «Кто кем работает?» «УМЕЛЫЕ РУКИ» «ЧТО ВАЖНЕЕ?» и другие включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой
грамотности.
Интеллектуальные игры «Где логика?» «Что? Где? Когда?» способствуют развитию мыслительных способностей ребенка, умению анализировать, выделять главное, сравнивать, выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.
Театрализованные мини-постановки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Театр обладает уникальной возможностью через игру, действие, атмосферу говорить с ребенком на серьезные темы. Мир сказок всегда добр, и именно это качество учит ребёнка ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях. Трудности преодолеваются, даже самый сложный путь рано или поздно приводит к цели. Именно они так ненавязчиво и так глубоко прививают нам непреложные истины: «Слабых не обижай!» — говорит нам сказка про Медведя. «Помогай всем, кто попросит!» — учат приключения Ёжика. «Не дай себя обмануть!» — предупреждают сказки «Про Лис». И маленький человек обязательно сделает правильные выводы. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, расходовать и экономить, копить, сберегать и занимать в долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Для совместного просмотра с детьми есть специальные мультфильмы с образовательным подтекстом:
• «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
• «Фиксики» — где рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться.
• «Смешарики» — некоторые серии посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям.
Игровые образовательные ситуации (обучение на примере разбора конкретной ситуации)
Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.
Наблюдая за играми детей, я видела, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный бюджет» «Супермаркет», и другие.
Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых (родителей) и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Поэтому главным направлением – является работа с семьей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
• информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
• участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении
• создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
• Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей». Цели: Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду. Убедить родителей в важности экономического воспитания.
Создание инеллект-схемы на тему «Бюджет семьи». Цели: обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.
Анкетирование по вопросам финансовой грамотности. Цели: в начале учебного года - определить знания родителей и их мнение по экономическому воспитанию детей в семье. В конце - выявить результативность проведенных мероприятий.
Предполагаемые результаты
По завершению учебного года дети смогут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
- Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы, профориентация и
ребенок-дошкольник, лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от
друга. Как показывает жизненный опыт, дети с раннего возраста начинают
включаться в финансово-экономические отношения. Играя, дети не только
знакомятся с различными профессиональными действиями и постигают
смысл труда, но и моделируют реальные жизненные ситуации, учатся
выстраивать финансовые отношения. Грамотно организованная игра
скрывает в себе огромный воспитательный потенциал, наполненный таким
этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие.