Елена Лукиных
Требования к организации уголка народного творчества в группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Требования к организации уголка народного творчества в группе ДОУ»
Выполнила: воспитатель Лукиных Е. К. МБДОУ №104 «Зорька»
Публикация «Требования к организации уголка народного творчества в группе ДОУ» размещена в разделах
Одна из главных задач современного воспитания дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со знакомства с двором, где находится его дом, на той улице, по которой он ходит домой и в детский сад, природа парка и леса. И чем старше становится ребенок, тем глубже и шире становятся представления – теперь он знакомится и с народным промыслом родного края. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды —уголок народных промыслов или уголок народного творчества. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Задачи уголка народных промыслов :
-Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
-Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
- Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
-Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
- Обогащать словарный запас детей.
-Развивать связную речь.
-Развивать внимание, познавательную активность.
-Развивать логическое мышление, память.
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
—вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
—использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Требования к расположению уголка :
1. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
2. Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры.
3. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
-развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
-укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.
Народное Декоративно-прикладное искусство участвует во всестороннем развитии детей, радуя их, расширяет понятия и представления, воспитывает художественный вкус.
В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки должен вноситься соответствующий материал. Подбираться практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов :
- хохлома,
-дымковские игрушки,
-жостов,
-русские матрешки,
-филимоновская, каргопольская игрушка,
-городецкие изделия,
-гжель,
-богородская резьба по дереву,
-альбомы по каждому виду народного искусства,
-папки с силуэтным моделированием,
-различный иллюстрированный материал по темам:“Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские игрушки”, “Жостово” и др,
- оформляются таблицы с элементами народных росписей,
-модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла,
-подбираются дидактические и развивающие игры.
Некоторые дидактические пособия могут быть созданы своими руками: д/и «Собери узор», д/и «Собери сказку», «Найди пару».
Например, в центре «Семья», среди большого количества стандартной посуды, в целях доступности материалов, могут находится деревянные чашки, ложки в стиле хохломской росписи, самовар, платки (для ряжения).
Важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, обновлять имеющиеся уголки и зоны, а так же вносить изменения в порядок организации группы, организовывать мини выставки изделий народных промыслов.
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, уголок народного творчества можно дополнить произведениями фольклора, стихов, закличек, поговорок, пословиц, потешек на тему народных промыслов.
Они позволяют расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт русского народа, его мудрость, помогают формировать чувство патриотизма и любовь к родному краю.
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни, и дает богатые знания об общественных отношениях.
Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми – сказки. У русского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше чем другие жанры используются в работе с детьми дошкольного возраста. Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежду, обстановку, в которой действуют герои. Систематическое и планомерное использование различных видов сказок, формирует у детей интерес к народному творчеству. Впечатления полученные от сказок, дети отражают в играх, рисунках. И значительно обогащается речь детей. Разговаривая между собой, они часто употребляют образные выражения, эпитеты из сказок.
Одной из важных задач работы по данной теме - это создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Таким образом, очень важно знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Оно формирует художественный вкус, создаёт творческий потенциал личности, позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.