Ирина Чистякова
Театр кукол в детском саду (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Театр кукол в детском саду» старшая группа (февраль 2012)
Художественно-эстетическое воспитание ребёнка является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Из всех видов худ. деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, поскольку в её основе лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества. У ребёнка развиваются чувства, переживания, эмоции, он обогащается духовно.
Публикация «Театр кукол в детском саду (старшая группа)» размещена в разделах
Приобщая детей к театрализованной деятельности, мы ставим перед ребёнком следующие задачи:
- развивать художественно-эстетический вкус
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
- развивать артистические возможности и способности ребёнка;
- помогать в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества;
- развивать выразительную речь и пластику тела.
Принципы:
- развитие и обучение в игре
- сотрудничество детей и взрослых в процессе театрально-игровой деятельности
- импровизация - основа театральной игры
- учёт возрастных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
- охрана психического и физического здоровья.
Кукольный театр ближе всего к игровой деятельности ребёнка, ведь именно в игре он развивается и познаёт окружающий мир, общаясь с куклой.
Именно кукла позволяет ребёнку впервые соприкоснуться с искусством театра, овладев речью, помогает развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
Мы знакомим детей в детском саду со следующими видами кукольного театра:
1. Пальчиковый
2. Ручной - персонажи сказок одеваются на руку;
3. Настольный плоскостной театр;
4. Театр игрушек;
5. Теневой театр;
6. Театр на магнитах;
7. Ростовой театр и др.
Дети разыгрывают диалоги, сценки, этюды, номера, инсценировки.
Ребята любят пальчиковый театр, у нас есть отдельные персонажи, которые можно использовать к разным сказкам. Это: лиса, заяц, волк, поросята,мышка-нарушка, бабка и дедка и т. д. Дети используют их при показе сказок "Заюшкина избушка", "Колобок", "Три поросенка". Есть театр к сказке "Серебряное копытце".
Дети с помощью взрослого показывают сказки "Три медведя", "Маша и медведь", "Кот,петух и лиса".
Интересно проходят показы театра на фланелеграфе и теневой театр, пока роль ведущего берёт на себя воспитатель, помогает в распределении ролей и в который последовательной постановке спектакля. Самым простым театром, который можно использовать начиная с младшей группы, является театр игрушек. Яркие, красочные игрушки привлекают детей, они манипулируют ими, двигая их рукой и ведя диалог в начале сами с собою, а затем объединяясь с детьми. Наклоняя игрушку - курочку, ребёнок произносит "клю-клю-клю", она клюёт зёрнышки. Резко двигая собачкой "тяф-тяф", показывает как собачка лает, матрёшку двигает по столу - она идёт и т. д.
Дети могут инсценировать знакомую сказку, или отдельный эпизод из неё, или сами придумывают сюжет, можно пофантазировать и придумать другой конец сказки, так, например, в конце лисица не съедает колобка, а подружившись с ним, приглашает его к себе в гости и следует развитие другого сюжета: угощает колобка, играет с ним и т. д.
Для театра картинок изображения животных наклеивается на бархатную бумагу или фланельку и делается экран - фланелеграф. Здесь надо учитывать размеры животных, т. е. соразмерность: слон не может быть одного размера с волком, а волк с гусёнком, колобок с лисой.
К сказкам необходимы декорации: домики,трава,цветы,деревья и т. д. По ходу текста произведения выставляются картинки на фланелеграф, воспитатель берёт роль ведущего, дети заранее заучивают текст той или иной сказки или рассказ.
Так,играя с детьми по произведению С. Я. Маршака "Зоопарк", ведущий спрашивает:
- Где обедал воробей?
Воробей (ребёнок) : - В зоопарке у зверей!
Пообедал я сперва за решёткою у льва
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Ведущий: Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну,
И сказал - нужны пошире!
И не две, а все четыре!
Тигрёнок (ребёнок): Эй,не стойте слишком близко!
Я тигрёнок, а не киска!
Ведущий сравнивает животных по внешнему виду, повадкам, образу жизни.
Ведущий: - Посмотрите-ка сюда!Какие интересные птицы, глаза огромные, как блюдца!
Совята (двое или трое детей):
Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят,
Когда не спят,они едят
Когда едят,они не спят.
Когда "прогулка" по зоопарку заканчивается, дети могут продолжить самостоятельную сюжетно-ролевую игру с животными. Воспитатель может помочь в организации всем желающим.
Очень любят дети персонажей животных,которые одеваются на руку. Дети просовывают указательный палец в углубление головы персонажа, а большой и средний и мизинец выполняют движения рук (дедушка,бабушка,внучка) или лап персонажей (медведь,заяц). Здесь у детей простор для фантазии, те дети выполняют разные движения пальцами,имитируя поклон головы, наклон туловища, поднятие лап персонажа, хлопки лапами, бег персонажа и т. д.
В старшей группе роль сказочника можно поручить уже ребёнку,который хорошо знает текст и умеет выразительно и последовательно его передать. Сказочнику можно одеть русско-народный костюм. Мальчику - рубаху,картуз,девочкам - сарафан,платок,бусы и др элементы.
Сказки берутся небольшие и хорошо знакомые детям. Наши дети очень любят показывать сказки "Репка", "Колобок", "Теремок". Они стараются подражать голосам персонажей, имитируя движения. После показа сказки детьми проводим небольшую беседу, где оцениваем выразительность подражания ребёнка персонажу, например,какой замечательной лягушкой у нас была сегодня Оля, как она хорошо "квакала", лягушка у неё подпрыгивала прям как "настоящая", а Дима был таким медведем, что мишка у него переваливался с лапы на лапу, рычал и был неуклюжим, а Дарина была так похожа на сказочную лисичку-сестричку, такую хитрую и ловкую. Обсуждали,как лисичка ласково встретила колобка, что она с ним разговаривала тихим,ласковым голосом, и как его смогла обхитрить.
В конце сказки можно провести хоровод со всеми персонажами, включить музыку и потанцевать. Это поможет детям более эмоционально откликнуться на содержание сказки, улучшит настроение, развеселит.
Театрализованные игры в детском саду всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети познают мир через образы,краски,звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними,переживают, если героя ждёт беда и неудача. Поэтому и репертуар произведений должен быть высоко нравственным, воспитывать такие качества личности,как дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым и честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением, поэтому кукольные спектакли и инсценировки являются мощным воздействием на формирование нравственной стороны личности ребёнка, а также развивают речь, память,Мыслительные способности и творчество.