Елена Владимировна Лысакова
Связная речь в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Связная речь в подготовительной к школе группе»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении. Что такое связная речь
Темочки:
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Данное выступление обусловлено многочисленными проблемами в детской речи: - Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. - Бедность речи; Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Для решения этих проблем мною поставлены следующие задачи:
- Умение пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавать идею и содержание;
- Использовать разные виды пересказа (по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя);
- Составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек;
- Составлять рассказы-контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение;
- Различать литературные жанры (сказка, рассказ, загадка, по, стихотворение, пословица) Самостоятельно составлять творческие рассказы, сказки, загадки.
В работе по развитию связной речи я использую следующие методы:
Наглядные:
- организация наблюдения
- демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.
- просмотр видеофильмов
Словесные:
- речевой образец
- повтор
- вопрос
Косвенные:
- подсказка
- совет
- исправление
- реплика
- замечание.
Игровые:
- дидактические игры-упражнения
- театрализованные игры
- сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием подвижные игры (на улице, в группе и т. д.).
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотаблицы. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Преимуществом мнемотаблиц является использование её в совместной и в самостоятельной деятельности.
Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, я последовательно переходила к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам.
Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учё том интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 5-7 лет с использованием мнемотаблиц.