Оксана Филитова
Доклад «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но
прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте —
родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Введение:
Большие и сложные проблемы социального прогресса нашего общества ставят современного человека перед необходимостью овладения навыками глубокого эффективного и дивергентного мышления. Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на воспитателя, способствующего формированию творческого потенциала личности. В системе образования до сих пор преобладает мнение, что для повышения эффективности обучения и воспитания главными являются профессиональное мастерство, правильное построение технологий. Несомненно, это необходимое условие, но не следует забывать о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда воспитанники примут его как личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью.
Публикация «Доклад „Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.
Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения.
В – веселый,
О – образованный,
С – сердечный,
П – приветливый,
И – интеллектуальный,
Т – творческий,
А – артистичный,
Т – тактичный,
Е – естественный,
Л – ласковый,
Ь – мягкий человек!
Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии; воспитательно-образовательная работа зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приемов без учета индивидуальных способностей ребенка, и совершаются ошибки, которые иногда приходится корректировать всю жизнь.
Что бы этого избежать, воспитатель должен повышать профессиональную компетентность в вопросах развития креативности.
Цель:
Развитие креативного потенциала всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
• Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, а именно:
— создать условия для овладения педагогами теоретических знаний, методов и принципов развития креативного потенциала детей;
— развивать творческое мышление, способность принимать ответственные независимые и продуманные решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
— стимулировать самостоятельное творчество, целеустремленность и настойчивость, способности к риску, мобильность;
— развивать способность генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через реализацию творческих идей на практике, быть готовым к инновациям;
- создать условий для развития информационной и рефлексивной культуры, коммуникативных способностей, толерантности;
• Развивать креативное начало в дошкольниках, а именно:
- создать в группах уголки творчества, для реализации индивидуальности каждого ребенка;
• привести в систему научно-методическую базу развития креативности детей (дидактические материалы, методические пособия, игры и т. д.);
• внедрить различные формы сотрудничества с учреждениями науки, культуры и искусства по развитию креативных способностей детей.
• выстроить необходимую связь взаимодействия детского сада и семьи в развитии креативного потенциала дошкольников.
Большой популярностью у младших дошкольников пользуются занятия, развлечения, народные праздники. Дети приобретают не только новые знания о жизни и быте людей, усваивают основные понятия: добро и зло, честь и бесчестие, прекрасное и безобразное, но и учатся формировать собственное отношение к ним.
Воспитатель, должен любить искусство и стараться привить эту любовь воспитанникам. Знаете, почему родилось искусство? Потому, что человек не может воспринимать мир одним лишь умом, его необходимо воспринимать сердцем и чувствами.
Рисование — самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый этап выражения своего отношения к окружающему миру.
Дети учатся понимать красоту, выразительные средства. Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств, обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, пространственной ориентации, овладения средствами выражения собственных замыслов, впечатлений, переживаний, формирования художественного вкуса.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка занимает особое уникальное место в воспитании детей. Она, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Музыка, учит детей не только понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление, фантазию, способствовать гармоничному пластическому развитию, формировать правильную осанку, даёт представление об актерском мастерстве.
Заключение:
Джой Пол Гилфорд (американский психолог) сказал: различие между креативными людьми и всеми остальными, заключается в том, что креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных.
Чтобы достичь наилучшего результата, нужно построить свою работу в единой системе взаимодействия: дети-родители-сотрудники, что обеспечит, одной стороны, единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, а с другой стороны, помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.