Нина Митрофанова
Особенности работы воспитателей в период адаптации младших дошкольников к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.
Публикация «Особенности работы воспитателей в период адаптации младших дошкольников к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Сущность адаптации заключается в установлении оптимального соотношения между стабильностью (устойчивостью) и изменениями, которые проходят в плоскости взаимодействия человека с окружающей средой при использовании разного рода адаптационных механизмов.
Таким образом, под процессом адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения подразумевается процесс и, соответственно, результат приспособления качественных характеристик психики ребёнка к новым условиям социальной среды.
Адаптационные процессы могут рассматриваться на различных уровнях: психологическом, социальном и физиологическом. Перечисленные уровни определяют и три разновидности адаптации. Вне зависимости от точек зрения, все уровни неразрывно связаны друг с другом, обладают сильным взаимовлиянием и позволяют дать оценку функциональному состоянию организма. Способность к адаптации является не только индивидным, но и личностным свойством.
В ходе ряда исследований было однозначно определено, что любое изменение социальной среды оказывает определённое влияние на психическое и даже физическое здоровье детей. Изменение привычного образа жизни ребёнка, окружающей его среды - всё это характеризует поступление в ДОУ и нахождение на протяжении определённого времени в группе других детей.
Именно в этот период у ребёнка изменяются приобретённые им на протяжении жизни привычки, трансформируется характер взаимоотношений с окружающими; в физиологическом плане снижаются защитные силы организма и происходит масштабная перестройка функционирования практически всех органов. Подобные сложные изменения становятся следствием перехода в новую социальную среду, когда ребёнок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки.
По мнению ряда авторов, общее эмоциональное состояние малыша нормализируется по истечении двух-трёх недель адаптации к условиям детского сада; при этом, если адаптационный процесс усложнён рядом факторов, этот срок может значительно увеличится.
Воспитатели могут оценивать степень адаптированности ребёнка к новым условиям через характер установленных ими контактов с детьми. Если ребёнок может спокойно осуществить акт взаимодействия, как с взрослыми, так и с другими детьми, то он по большей части уже адаптировался к изменённым условиям своей жизни.
Так же уровень адаптированности ребёнка к новой социальной среде можно определить по характеру его реакции на разлуку с родными (в частности, с матерью).
На основании всего вышеизложенного, мы можем сделать следующие заключения. Воздействие воспитания на эффективность адаптационных процессов ребё нка рассматривается с таких позиций:
- степень идентичности используемых методов в ДОУ и дома;
- структурные особенности семьи ребёнка;
- наличие нарушений в характере воспитания;
- факт частых конфликтов;
- воздействие личностных качеств родителей.