Галина Павлова
«Материнская игра» как способ эмоционального развития младенца в условиях психоневрологического дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Разрешите вам представить доклад на тему " «Материнская игра» как способ эмоционального развития младенца в условиях психоневрологического дома ребенка".
Исследования многих психологов (А. Адлер, Л. И. Божович, Дж. Боулби, М. И. Лисина, А. Фрейд и др.) показали, что роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Они подчеркнули, что впервые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.
Публикация «„Материнская игра“ как способ эмоционального развития младенца в условиях психоневрологического дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современные данные о развитии мозга детей также подчеркивают необходимость близких отношений для развития ребенка!
Стресс, связанный с недостатком индивидуального ухода и внимания, переживаемый ребенком, приводит к выделению адреналина и кортизола. Эти два гормона являются токсичными для клеток мозга и приводят к их отмиранию.
На сегодняшний день не существует медикаментов, которые позволяют снизить уровень кортизола. Однако внимательный, заботливый, постоянный взрослый, может это сделать!
Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют, что, находясь в доме ребенка, в условиях материнской депривации развитие ребенка идет по особому пути и ведет к нарушению эмоционального развития. Это может в дальнейшем привести не только к нарушениям в формировании отношений с людьми, но и в более глубоком искажении отношений ребенка с миром, в нарушении его активности и в адаптации.
Поскольку ребенок, проживающий в психоневрологическом доме ребенка с первых месяцев жизни не только переживает физиологический и психологический дискомфорт, но и дефицит общения со взрослыми. Поэтому эмоционально-положительное общение выступает на этом этапе основным условием полноценного психического развития малыша и для минимизации данного фактора были разработаны и использованы «материнские игры».
Под термином «Материнская игра» понималось эмоционально - положительное взаимодействие близкого ухаживающего взрослого и младенца посредством воздействия на его органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, выражающееся в телесно-ориентированных, культурно-информационных мероприятиях. В ходе «материнской игры» ухаживающий взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка. Варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца, он осуществляет все четыре момента необходимые для общения: внимание к обращению партнера, ответ на его действие, инициативное обращение к нему и чувствительность к воздействию партнера.
И чем раньше начата активная работа по стимуляции эмоционального развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Что и обусловливает актуальность темы.
Слайд 2
Исследование проводилось на базе нашего дома ребенка в период с марта по май месяц 2012 года.
Слайд 3,4
В эксперименте участвовали дети первого полугодия первого года жизни. Всего 24 ребенка, по 12 детей из двух групп младенческого возраста от одного до четырех месяцев жизни.
Слайд 5-10
Длительность «материнской игры» составляла от 2-3 до 5-7 минут в зависимости от индивидуальных особенностей младенца, уровня его развития, соматического состояния. Чем младше ребенок, тем короче была игра и общение, а чтобы он не уставал, использовали чередование спокойных и более активных игр.
Игра для малыша – это очень тяжелая работа. После каждой игры давали возможность отдохнуть, расслабиться.
При выборе игры учитывался результат обследования ребенка и его индивидуальная программа развития, т. е. учитывался не фактический возраст ребенка, а его актуальный уровень эмоционального развития.
Так как в процессе взаимодействия ухаживающего взрослого и младенца задействованы все органы чувств малыша, то и «материнские игры» применялись с выделением модальности восприятия.
Слайд 11
Анализируя диаграмму, мы видим, что во время проведения «материнских игр» в ходе режимных моментов у большинства детей экспериментальной группы по сравнению с исходным уровнем эмоциональное развитие улучшилось.
Таким образом, «Материнские игры» действительно оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие младенцев.
Слайд 12
Благодаря «материнским играм»
1. Младенец удовлетворяет потребность в любви и внимании ухаживающих взрослых, увеличивая время общения.
2. У младенца формируется уверенность в любви ухаживающих взрослых, чувство защищенности, осознание своей нужности.
3. Взаимодействуя с младенцем по его инициативе, чуткий ухаживающий взрослый дает почувствовать ему себя причиной происходящего.