Татьяна Паршина
Использование наглядного моделирования при обучении рассказыванию и пересказу
▼ Скачать + Заказать документы
Тема доклада: «Использование метода наглядного моделирования при обучении детей дошкольного возраста пересказу».
Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребёнка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.
Публикация «Использование наглядного моделирования при обучении рассказыванию и пересказу» размещена в разделах
Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребёнка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Научные исследования и практика подтверждает, что у детей с нарушениями речи наблюдается:
- отсутствие самостоятельности при пересказе литературных текстов;
- нарушения логической последовательности изложения;
- затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний;
- смысловые пропуски;
- незавершённость фрагментов – микротем;
- длительные паузы на границах фраз или их частей.
Решение этих проблем во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование— это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования способствует :
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный пересказ с различными деталями и событиями;
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа Репка, Колобок и т. п. Для того чтобы научить ребёнка последовательно излагать сюжет сказки используется наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагог. Например, педагог рассказывает детям сказку Репка, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамической модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Один из приёмов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков. К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.
Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа, задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
- логопед читает сказку ребёнку;
- ребёнок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
- затем ребёнок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
- логопед моделирует фрагменты сказки, ребёнок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
- ребёнок пересказывает сказку по модели.
Существует традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами: Сохин Ф. А. и Бородич А. М. Данную методику можно передать в следующей схеме :
Особое внимание обучению пересказу по традиционной методике уделяла Дементьева А. М. В самом начале обучения пересказу она рекомендует широко использовать совместный (сопряженный) пересказ, позже отраженный. На более поздних ступенях обучения предлагает использовать подсказ. Помимо традиционных приёмов работы по подготовке к пере-сказыванию, можно выделить ряд нетрадиционных подходов к этой теме.
Жукова О. В., Глухов В. П., Лебедева Л. В., Козина И. В. отмечают, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Авторы выделяют, что в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
иллюстративное панно;
схемы-модели сюжетов;
картинно-графический план;
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
планы и условные обозначения, используемые в них;
Взяв за основу методику автора Глухова В. П., группа авторов в составе Лебедовой Л. В., Козиной И. В. разработала учебно-методическое пособие по обучению детей пересказу с использованием опорных схем.
В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на наглядное моделирование.
Алгоритм структуры занятия по обучения детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и моделируя его, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей с нарушениями речи эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей данной категории служат приёмы мнемотехники.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ, и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему - ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.
Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Таким образом, использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы с детьми дает положительный результат.
Методика обучения моделированию
1. Начинать обучение следует с предметных моделей, переходя к моделям представляющим собой условно-схематическое изображение отражений.
2. Обучение осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
3. Целесообразно начинать с моделирования единичных, конкретных ситуаций, а позднее переходить к обобщенным моделям.
Замещением дети легко овладевают в речи, игре, изо деятельности, конструировании, также при ознакомлении с окружающим.
Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине. Первая задача - научить ребенка правильно использовать заместители Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым, по ветчине (слон - большой кружок, мышка - маленький).
Набор заместителей изготавливает и предлагает ребенку взрослый. На первых занятиях число кружков (не более двух-трех) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал
нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Для начала это могут быть чисто бытовые сюжеты. (Привести в качестве примера, как мама с дочкой пошли в магазин).
Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок» (Колобок - желтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый, «Волк и козлята» (волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята - маленькие белые) и многие другие сказки.
Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают или подсказывают. Очень удобна для полного разыгрывания сказка J1. Толстого «Три медведя». Медведи - бумажные полоски разной длины, Маша - полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета («У Машеньки красное платьице», - подсказывает взрослый). В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины, тарелки (различающиеся по размеру кружки, кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом - это нарисованный на листе большой прямоугольник. С одной стороны дверь, в которую все входят, с другой - окно, через которое в конце выпрыгивает Маша. Взрослый медленно читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее
Когда ребенок уже овладел. Разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к конспектированию. Это развивает у детей умение осмысленно запоминать не только отдельные слова, но и целые тексты.
Вы берете приготовленный заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспомните, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамке вы схематично рисуете девочку около дома и говорите ребенку, что так можно записать начало сказки. Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой, и говорите, что в этом квадрате нужно записать то, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его с помощью двух-трех условных обозначений. Аналогично следует, изобразить остальные эпизоды сказки и рассказа.
Запись может выглядеть примерно так:
Так, вы можете записать несколько сказок или рассказов. В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно. Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке. Но на иллюстрациях много второстепенных деталей. Они отвлекаю внимание ребенка от основной сюжетной линии.
В. Я. Пропп выделяет 4 основных типа строения сказок:
1. Кумулятивная сказка
2. Сказка о животных
3. Новеллистические или бытовые
4. Волшебная сказка
Согласно его концепции, О Дьяченко предлагает использовать несколько видов моделирования в зависимости от типа сказки.
Сериационный ряд (постепенно увеличивающиеся полоски и кружки разной длины и величины, соответствующий структуре кумулятивной сказки
Двигательное моделирование как воспроизведение основной последовательности действий сказки - используется при ознакомлении со сказками о животных.
Временно- пространственная модель, соответствующая структуре волшебных
сказок.
Условно-символическое моделирование для формирования собственного отношения к событиям и пониманию смысла сказки.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:.
• Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• Развитие мелкой моторики рук.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».
Занятие состоит из нескольких этапов, в течении которых педагогам осуществляется ряд задач.
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему, основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице?», «Про кого эта сказка?»
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.
С детьми младшего дошкольного возраста удобнее работать через мнемо дорожки.
Размер мнемотаблиц может быть различным.
Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить, т. е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Ориентирами для последовательного логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы.
Описательный рассказ включает в себя называние предмета, объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Особая сложность для детей при составлении описательного рассказа - определение последовательности (плана,
воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае воспитатель использует модель предметную, предметно-схематическую или схематическую.
Например, опишите предмет по схеме.
Примерный список вопросов к схеме:
1. Что это?
1. Цвет (пятна разных цветов)
2. Форма
3. Величина
4. Вкус (кислый лимон и сладкая конфета)
5. Сочность (стакан и капля)
6. Место произрастания (дерево и грядка)
8 Что их этого можно сделать
Например, чтобы научить детей придумывать связный описательный рассказ о птицах, ребенку предлагают карточки с изображением клюва, перьев, лапок, радуги, гнезда, тарелки с ложкой, человека.
Распространенной моделью при пересказах, при составлении описательных рассказов является круг, разделенный на 3 неравные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Эта модель указывает детям на то, что нужно выдерживать структурные части (начало, и конец могут состоять из 1-2 предложений).