Елена Козырева
Индивидуальный подход в физическом развитии инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный подход в физическом развитии инструктора по физической культуре
Необходимость своевременного и полноценного физического развития детей, повышение их социальной активности (участия в физкультурных и спортивных мероприятий) требует от воспитателей индивидуального подхода в физическом развитии детей. Индивидуальный подход в физическом развитии дошкольников осуществляется посредством регулирования их двигательной активности с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.
Публикация «Индивидуальный подход в физическом развитии инструктора по физической культуре» размещена в разделах
К индивидуальным особенностям относят особенности психики ребенка: силу и подвижность возбудительных и тормозных процессов, тип темперамента, индивидуальные способности и наклонности детей. Перечисленные особенности оказывают существенное влияние на двигательную активность детей. В существующих условиях (большое количество детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей возможен, только группируя детей по каким -либо из этих особенностей. Такой подход называют индивидуально-дифференцированный.
Дифференцированный подход- это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяют по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.
Как считает Марина Алексеевна Рунова для реализации индивидуального и дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:
1 состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваемости; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность.
2 уровень физической подготовленности под которым понимается характер освоенных навыком основных видов движений, состоянием физических качеств.
3 уровень двигательной активности- это объем продолжительности, интенсивности и содержание движений.
В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и хорошую физическую активность.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети ослабленные после болезни и имеющие слабый показатель физической подготовленности).
Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Каждое занятие по физической культуре начинается с вводной части, целью которой является подготовить организм дошкольников для оптимальных нагрузок. Уже в этой части вся группа занимаясь вместе, осуществляет разогрев мышц тела, делает разминку, но с учетом индивидуального темпа и амплитуды. Так вторая подгруппа детей, осуществляет упражнения с меньшим количеством повтором, бег осуществляется в медленном или медленно-умеренном темпе.
При выполнение упражнений по отработке основных видов движений идет работа по подгруппам. Например, первая подгруппа выполняет упражнение ползание на высоких четвереньках «медвежата» по гимнастической скамейке, вторая подгруппа осуществляет более спокойное упражнение-ходьбу с мешочком на голове, упражнение на равновесие.
Упражнения в прыжках также осуществляется дифференцированно. Первая основная подгруппа в отличие от второй. Осуществляет прыжки как из положения полуприседа, с продвижением вперед, ноги вместе, так из положения приседа «лягушка». Таким образом, работа с детьми выделенных подгрупп, строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. В первой основной подгруппе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности полезны задания, направленные на совершенствования двигательных умений и навыков.
Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию.
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в физическом воспитании учитывает также возрастные рамки: каждая возрастная группа-младшая, средняя, старшая-подготовительная-должна иметь свою специфику методики проведения занятий.
Также существует отличия в выполнении упражнений по гендерному принципу. Так как девочки более пластичные по природе, включаются дополнительные упражнения с обручем (прыжки, катание, бросание обруча друг другу, а для мальчиков дополнительно-упражнения с мячом (набивание, отбивание, броски в баскетбольное кольцо). В подвижных играх тоже есть свои предпочтения. Мальчики больше любят игры быстро подвижные, девочки любят сюжетные игры.
В игровой форме проводится индивидуальная работа с малоподвижными, застенчивыми детьми. С овладением той или иной техники движения, у ребенка появляется уверенность в себе, желание двигаться, участвовать в коллективных играх.
Главной задачей дифференцированного подхода к детям по уровню двигательной активности является вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных детей на более спокойную деятельность. требующую внимание и сосредоточенность.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов на занятиях по физической культуре способствует повышению уровня физической подготовленности и улучшения здоровья детей.