Ханова Зилфира
Игра как один из ресурсов для достижения стратегий развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Игра как один из ресурсов для достижения стратегий развития дошкольников»
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Публикация «Игра как один из ресурсов для достижения стратегий развития дошкольников» размещена в разделах
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
В связи с этим я стараюсь через игры с раннего детства обучать детей правилам культурного поведения и общения, восприятия окружающего мира и его познания.
Актуальность и перспективность опыта
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в той или иной игре. И как же хочется детям быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. И дети, играя, представляют, что они сильные, смелые, умелые, что и придает им сил для новых открытий.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить игра, которая во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Ее роль во всестороннем развитии ребенка - дошкольника очень важна.
Еще с дошкольного возраста необходимо научить детей выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована. Важно сформировать у ребенка качества, необходимые ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе, они помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками.
Одно из главных средств решения воспитательных задач - формирование у детей уверенности в себе и в своих силах и позитивного отношения к себе, к окружающему миру.
Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в ходе нее дети сами добровольно подчиняются определённым правилам. Здесь дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность, они учатся контролировать и оценивать себя и понимать окружающих.
Сегодня перед нами, воспитателями, стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, современные гаджеты не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от нас требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
Игра это мощный ресурс в достижении цели всестороннего развития ребенка, воспитании активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, взаимодействовать с социумом.
Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с социумом – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.
1. Одним из главных условий работы по данной теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки.
2. И конечно же мониторинг, который дает нам возможность отследить насколько успешно мы могли добиться поставленных целей.
3. Анкетирование родителей- это большая помощь мне в работе для определения тех качеств ребят, над которыми следует работать наиболее глубоко.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
1. Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
2. Принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний в игре.
3. Принцип интегративности. В соответствие с этим принципом, добиваюсь эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является важнейшим условием его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.
4. Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр, индивидуальную работу объединенных общей целью, проблемой.
5. Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.
6. Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
Важна и теоретическая база опыта в нашем направлении.
Исследования психологов и педагогов показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – неоспоримая истина.
Основные цели педагогического опыта: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.
Мы должны обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
Мы должны научить детей ориентироваться в пространстве;
А также развить у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
Воспитать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
Ну и конечно же должны подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.
Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
А)Выявление исходного уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны диагностические методики обследования детей.
Б)создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка «Развивающие игры» в соответствии с гигиеническими и дидактическими требованиями
В) педагогическое просвещение родителей. Включает в себя:
- коллективные и индивидуальные беседы;
- выставка методической литературы и пособий по теме опыта;
- анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка посредством игры».
2. Основной этап.
Внедрение системы работы по использованию дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников предполагает следующие мероприятия:
- составление перспективного плана работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ;
- составление плана - схемы использования развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей
- организация и проведение непосредственно образовательной деятельности в течение учебного года
- систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности.
- организация индивидуальной работы – в течение года;
3. Заключительный этап.
- подведение итогов и результатов работы;
- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста»;
- популяризация передового педагогического опыта и практических материалов среди педагогов и проведение консультации на Педагогическом совете ДОУ по теме «Развивающие игры для гиперактивных детей»
В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:
1. НОД
2. игровая деятельность;
3. самостоятельная деятельность детей;
4. рассматривание;
5. чтение художественной литературы.
Большое внимание уделяем подвижным играм, эстафетам, сюжетно-ролевым играм, театрализованным играм, дидактическим играм, играм с элементами ТРИЗ, играм-упражнениям с целью развивать внимание, логическое мышление, память и воображение. Внедряем в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» является «игровой момент». Всё это повышает интерес детей к игре.
Анкетирование среди родителей позволяет определить наиболее приемлемые формы взаимодействия с ними. Мы стараемся не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания). Большой популярностью пользуются информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагаем следующие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?», «Игры, которые развивают мышление, память, воображение», «Развивающие игры и упражнения для детей». Проводим устные дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?», «Игры для детей на все времена», «Во что любят играть ваши дети?», «Какие игрушки нужны вашим детям?», «Кромешный мир компьютерных игр» и т. д. Предлагаем памятки, проводим «душевные разговоры», причём темы выбирают сами родители.
Анализ результативности опыта
Анализируя результативность своей работы, я вижу положительную динамику игровой деятельности детей в моей группе. Ребята стали активнее, коммуникабельнее в общении со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Малыши стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Как результат моей работы:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, у ребенка появилась осознанное поведение и общение в обществе или в социуме;
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.