Елена Непрокина
Доклад на тему: «Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования были утверждены 23 ноября 2009 года Приказом министерства образования и науки РФ. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание дошкольного образования необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Публикация «Доклад на тему: „Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.
Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. Начиная с раннего возраста, педагоги должны обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности, которые позволят ему успешно обучаться в школе. Для этого и возникла необходимость определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Таким образом, Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами дошкольных учреждений важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Ведь на данный момент существующие комплексные программы дошкольного образования не соответствуют федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса пересмотрен.
Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, современная модель дошкольного образования направлена на :
1) желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
2) создание условий для того, чтобы педагоги могли учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
3) попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
4) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
5) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
6) ориентацию на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями и социумом.
В соответствии с действующим законодательством установлены основные требования к структуре, объему и соотношению частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа должна:
- предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра.
При осуществлении планирования как одной из главных функций управления процессом реализации ООП, вышеуказанные положения ФГТ могут лечь в основу внутренней структуры планирования образовательной деятельности.
В настоящее время в большинстве образовательных учреждений планирование можно свести к одному обобщенному варианту: учебный блок (сетка занятий, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. При этом по разным причинам, приоритетную позицию занимает учебный блок. Наибольшее распространение получили методики, в которых реализация поставленных задач осуществлялась через систему занятий. Занятия наиболее приблизились к школьной системе обучения.
Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:
- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь - игра, как ведущая деятельность дошкольников, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.
Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, то ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:
Детская деятельность Формы работы
Двигательная - Подвижные дидактические игры
- Подвижные игры с правилами
- Игровые упражнения
- Соревнования
Игровая - Сюжетные игры
- Игры с правилами
Продуктивная - Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
Коммуникативная - Беседа
- Ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Трудовая - Совместные действия
- Дежурство
- Поручения
- Задания
- Реализация проекта
Познавательно-исследовательская - Наблюдение
- Экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Игры с правилами
Музыкально-художественная - Слушание
- Исполнение
- Импровизация
- Экспериментирование
- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
- Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы - Чтение
- Обсуждение
- Разучивание
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например, в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдения, и экскурсии и другие формы. Главное, чтобы формы работы с детьми были адекватными возрасту детей, целям развития, возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.
образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.