Светлана Лукьянова
Экономическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на семинар «Экономическое воспитание в детском саду»
Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях.
Публикация «Экономическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в вопросах экономического воспитания, встречающихся в реальной жизни. Поэтому необходимо начинать процесс подготовки и формирования экономических знаний в дошкольном возрасте.
Дети дошкольного возраста учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. В своих же играх дети пользуются экономическими понятиями : покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Процесс формирования экономических представлений осуществляется в различных видах детской деятельности, разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций). В методическую копилку подобраны разнообразные игры, игровые ситуации, направленные на формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста. Осуществляя экономическое воспитание, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Они преследуют следующие цели:
1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
4. Познакомить с термином «реклама».
5. Научить полезным бытовым привычкам.
6. Способствовать развитию разумных потребностей.
Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:
1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
-зарплата родителей;
-пенсия бабушки с дедушкой;
-стипендия старшей сестры или брата.
5. Вводится понятие «потребности человека».
6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе — способе донести информацию о товаре до потребителя.
На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приё мы:
1. Обязательное присутствие игрового компонента.
2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь). Родители должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:
1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом : предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
3. Усложняется понятие производства и потребления.
4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.
Виды экономических занятий в ДОУ
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.
Игровое занятие
Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.
Сюжетно-ролевые игры
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.
Примеры игр:
Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.
Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста хлебных изделий, ручной труд: изготовление кошельков, денег, конфет, коробок, накладных и т. д.
Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; 5 карточек изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.
Ход игры:
Игровые роли: продавец, кассир, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.
Игровые действия: продавец проходит в торговый зал, проверяет наличие ценников, порядок на полках. Кассира приглашаются пройти в кассу. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные). Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки, соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.
Сюжетно – ролевая игра «Кафе»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе».
Материал и оборудование: Бейджики: «официант» - 2 штуки, «кассир», униформа для официантов, кассира, повара, скатерти для столиков, разносы, папки-меню с картинками, модуль «кухня», касса, муляжи фруктов, изделия из соленого теста пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр. ; игрушечная столовая и кухонная посуда, салфетки бумажные и текстильные, маленькие вазочки с цветами для декора столиков, кошельки, сумки, деньги и чеки, ручки и блокноты для записи заказов, вывеска ресторана.
Ход игры:
Игровые роли: повар, бармен, официант, посетители. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.
Игровые действия: повар на кухне готовит заготовки; бармен натирает бокалы, готовит салфетки; официант сервирует стол. Официант встречает гостей, предлагает пройти, присесть за столики. Официант подает меню, предлагает сделать заказ, дает советы при выборе заказа. Гости изучают меню, задают вопросы, делают заказы. Официанты принимают заказы у каждого столика и относят их повару и бармену. Официант приносит еду и напитки, расставляет на столы. Гости кафе пробуют блюда, беседуют. Официанты приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант провожает гостей, приглашает приходить чаще.
Сюжетно – ролевая игра «Сбербанк»
Цель: формировать у детей знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»
Оборудование: муляжи банковских реквизитов (банкомат, касса, телефон); кошельки, квитанции, деньги, банковские карточки.
Костюмы для: кассиров, охраны, консультантов.
Ход игры:
Игровые роли: консультант, клиенты, охранник. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.
Игровые действия: консультант встречает клиентов банка, клиенты приходят в банк для получения и оплаты услуг (снятие денег с карточки в банкомате, оплата за детский сад, сделать перевод, оплатить за телефон). Кассир принимает оплату за электроэнергию, воду и т. д. Охранник следит за порядком в банке.
Настольные игры
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток», закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.
Дидактические игры
Основная форма обучения в дошкольных учреждениях – это игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.
В занятия также стоит активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками.
Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Для удобства все дидактические игры разделены на блоки (Приложение 1)
1 блок – «Человек и его потребности»
2 блок - «Работник. Товар. Кто производит товары?»
3 блок - «Деньги»
4 блок - «Рынок, товар, цена»
1 блок - «Человек и его потребности». Первый блок игр ориентирован на формирование у детей представлений о материальных потребностях человека. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д. Сюда относятся игры: «Хочу и надо», «Потребности и товар».
2 блок - «Работник. Товар. Кто производит товары?». Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. В этом помогают дидактические игры «Профессии», «Что нужно для работы», «Что перепутал художник», «Очень интересные разные профессии».
3 блок - «Деньги». Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Деньги – это универсальное и удобное средство обмена, но нужно знать в какой стране используются, какие деньги. Здесь применяются дидактические игры: пазл «Собери рубль», «Собери доллар», Домино, «Как выглядят денежные единицы разных стран», «Назови монетку», «Мемори», «Поезд монет и купюр», «Наполни копилку».
4 блок - «Рынок, товар, цена». Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Рынок - это обмен товарами между продавцами и покупателями, цена – это количество денег, которые люди платят за товар. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят дешевле. В этой категории используются дидактические игры: «Конфетки-монетки», «Дорого-дешево», «Что быстрее купят», «Магазин», «Супермаркет».
Проблемные ситуации
Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Сказки сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Познавательное занятие
В старшем дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии.
Интересная тема для познавательного занятия — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
Экономические загадки
Загадки играют немаловажную роль в развитии ребенка. Многие дети любят отгадывать загадки, это их увлекает. Загадка приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, делать выводы, развивают умственные способности. Интересные загадки помогут детям разобраться в таком сложном предмете, как экономика. Экономические загадки учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания об экономике.
Загадки используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Лепбук
Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
Лэпбук - это самодельная интерактивная папка, в которой собирается материал по финансовой грамотности. Лэпбук - это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками). Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Коммуникативное занятие-беседа
Экономика — замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Эффективный приём для работы — разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:
1. Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?
2. Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).
Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
1. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:
Что придумал Карабас-Барабас?
Выгодно ли продавать товар со скидкой?
2. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:
Как жители королевства узнали о новом салоне?
Что такое реклама?
В ходе бесед воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
Чтение художественной литературы
Значительное место при знакомстве старших дошкольников с экономикой отводится народным и авторским сказкам. (Приложение 3)
Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:
- «Лисичка со скалочкой»;
- «Каша из топора»;
- «Мена»;
- «Выгодное дело» и др.
Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок», сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.
Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:
Как старик корову продавал - С. Михалков
Колосок - украинская народная сказка
Русалочка - Г. Х. Андерсен
По щучьему веленью - русская народная сказка
Лисичка со скалочкой - русская народная сказка
Зимовье зверей - русская народная сказка
Мойдодыр - К. Чуковский
Кошкин дом - С. Маршак
Дюймовочка - Г. Х. Андерсен
Хаврошечка - русская народная сказка
Мороз Иванович – В. Одоевский
Три поросенка – английская сказка
Теремок - русская народная сказка
Лиса, заяц и петух - русская народная сказка
Три медведя - русская народная сказка
Смоляной бычок - русская народная сказка
Курочка Ряба - русская народная сказка
Колобок - русская народная сказка
Кот в сапогах – Ш. Перо
Заюшкина избушка - русская народная сказка
Трудовая деятельность
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду при мытье игрушек).
Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча).
Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов — тогда они научатся беречь свои и чужие вещи.
Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.
Как провести занятие по экономике
Занятие на экономические темы по структуре не имеет принципиальных отличий от других, но у него есть свои особенности.
Мотивирующее начало занятия
Поскольку экономика — довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. В средней группе беседу о работе родителей можно начать с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию. Гном Эконом может пригласить ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания он будет премировать ребят жетонами.
Другой вариант — воспитатель увлечённо рассказывает детям, что есть на земле сказочная страна Экономика, где живут необычные жители, и приглашает туда отправиться. Занятие в старшей и подготовительной группе можно начать с беседы о родном городе, а затем сообщить ребятам, что есть такой город — Экономинск. Далее следует виртуальная экскурсия по нему.
Варианты тем для экономических занятий в ДОУ
В соответствии с основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы занятий.
Про финансы:
- «Для чего нужны деньги»;
- «Как появились деньги»;
- «Доходы и расходы семьи» (как вариант «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их использование»);
- «Что такое банк».
Про труд и профессии:
- «Все профессии важны»;
- «Зачем нужно работать».
Про товары и магазины:
- «Какие бывают магазины»;
- «Производство и потребление»;
- «Что такое товар и услуга».
- «Реклама: желания и возможности».
Обобщающие занятия:
- «Финансовая грамотность»;
- «Путешествие по экономическому воспитанию»;
- «Путешествие в страну Экономика»;
- «Экскурсия по Экономинску».
Центр экономического воспитания в группе
Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе экономический центр. Он наполняется:
- дидактическими играми соответствующего содержания;
- атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион»);
- книгами, энциклопедиями соответствующего содержания;
- здесь же можно поместить экономическую карту для путешествий;
- здесь же могут быть альбомы с изображениями валюты разных стран, фотографиями крупных предприятий родного города или посёлка и их продукции;
- если во время занятий по экономике воспитатель постоянно задействует определённого игрушечного персонажа, то он также должен находиться в этой зоне.
Экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога — на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.