Татьяна Белова
Воспитательные технологии, направленные на профориентационную работу с учащимися коррекционной школы-интерната
▼ Скачать
+ Заказать документы
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат» 2024 г.
Доклад на МО воспитателей
«Воспитательные технологии, направленные
на профориентационную работу».
Цель нашего государства взрастить молодое поколение, способное эффективно трудится. Для достижения этой цели необходима стройная система. То есть в ней должны принимать участие все и учителя, и воспитатели, психолог и социальный педагог, администрация школы и родители. Ведь современная школа - это не только уроки, но и вовлеченность детей в спортивные секции, тематические кружки и освоение азов профессиональной подготовки.
Публикация «Воспитательные технологии, направленные на профориентационную работу с учащимися коррекционной школы-интерната» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Важнейшим направлением социализации воспитанников с ОВЗ является подготовка подростковка к осознанному выбору профессии.
Когда ребята получают непосредственные знания о профессии ещё в школе, это их готовит к поступлению в профессиональные лицеи, позволяет выбрать свой путь более осознанно, а значит - избежать ошибок.
Будущая профессия для школьника – одно из направлений размышлений, мечтаний: «Кем я буду работать, каким специалистом стану? Будет ли мне нравиться моя будущая профессия? Принесу ли я пользу своим трудом?»
Профориентационная работа педагога должна быть нацелена на формирование неких универсальных качеств ребят, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В своей работе, направленную на профориентацию, я использую различные формы. На занятиях в младшей группе профориентационная работа ведётся через экскурсии, беседы, участие в конкурсах рисунков, играх, беседах, консультациях. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.
В старшей группе профориентационная работа направлена еще и на содействие в профессиональном самоопределении, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, (в том числе и виртуальные экскурсии) они обеспечивают формирование у ребят конкретных представлений и впечатлений о профессиях. Мы проводим экскурсии на почту, в пожарную часть, скорую помощь, магазины, аптеку. Виртуальные экскурсии для ознакомления детей с разными профессиями, которых нет у нас в городе.
Важно помнить, что ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно обязательно поиграть, поэтому широко используются – игры, где сочетаются элементы игры и обучения: «Кому что нужно?», «Кто, где работает?», «Кем быть?», «Кто это делает?», «Угадай профессию». «Профессия на букву», «Самая-самая» (назови профессию по характеристике) направлены на знание профессий, их специфике, характеристик. Например, самая-самая сладкая профессия — это кондитер, самая-самая волосатая профессия — это парикмахер.
С помощью игр, у ребят развивается представления о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий, о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании, необходимых для работы людям разных профессий).
Знакомя детей с профессиями в играх, можно следовать алгоритму:
Название профессии
Место работы
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Польза труда для общества.
Мы часто сталкиваемся с тем, что дети впервые «слышат» слова, касающиеся некоторых специальностей. Тем самым идет обогащение словарного запаса, знаний в этой области. Ребята знакомятся с «Профсловарём».
Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).
Преступник, закон, охрана, погоня, смелость, безопасность (полицейский).
Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (корреспондент, журналист)
Игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).
Еще один из методов знакомства с разнообразием профессий - это художественная литература. Очень важно подобрать правильную литературу, так как прочитанное, может увлечь профессией, может и разочаровать в ней. Следует выбирать литературу, где правдиво рассказывается о профессиональной деятельности, где понятно и образно рассказывается о важных и незаменимых профессиях, Чем занимаются учитель, врач, художник, архитектор, пекарь, космонавт, водолаз, ветеринар, строитель.
С помощью чтения можно узнать о профессиях прошлых времен. И как среди множества специальностей найти ту, что станет интересным и любимым занятием на всю жизнь.
Как элемент занятия можно использовать загадки, пословицы, поговорки и физкультминутки, на тему профессий.
Познавательными и востребованными сегодня являются просмотры видеоролики и мультфильмы по профориентации.
Приключения братьев инопланетной наружности Тату и Пату из страны Небывалии, которые идут на биржу труда и пробуют себя в разных профессиях. Братья примеряют на себя роль журналиста, фермера, музыканта, медсестры, уборщицы, механика и других специалистов. Мультфильм поможет разобраться в нюансах той или иной работы, производственных процессах, инструментарии.
В моём плане воспитательной работы запланированы занятия по ознакомлению детей с профессиями, цикл: «Мир разнообразных профессий».
«Компас в мир профессий», «Выбор профессии — выбор будущего», «Дорога в будущее» в которые наряду с теорией включены психологические тренинги, тестирование в игровой форме, тематические презентации, просмотр фильмов. Такая методика позволяет проявлять интерес к занятиям, постоянно сосредотачивать внимание учащихся, быть участником мероприятия, активно проявлять свои знания, смекалку.
Я делюсь своим опытом на странице моего сайта в МААМ. Там выложены презентации на тему: Знакомство с профессиями.
«Знакомство с профессией архитектора»,
«Знакомство с жизнью и промыслами народов Севера»,
«Где работают мои близкие»,
«Труд работников почты»,
«Знакомство с профессией металлурга»,
«Знакомство с профессией лесник».
И в заключение хочется сказать о том, что не каждому молодому человеку сразу удается найти свой профессиональный путь : кто-то ошибается и изменяет свой выбор, а кто-то целенаправленно движется к намеченной цели и достигает больших успехов. И как сказал Леонардо да Винчи
«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни».