Шенцева Галина
Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника с ОВЗ».
Компетенции – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают профессиональную деятельность, способность человека уметь реализовать на практике свои знания и навыки.
Ключевыми компетенциями обучающегося являются:
1. Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, которые используем в повседневной жизни.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
3. Владение навыками коммуникации и принятыми правилами социального взаимодействия.
4. Дифференциация и осмысление картины мира.
5. Дифференциация и осмысление адекватно своему возрасту социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Личностные результаты включают в себя овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является формирование социальных и жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Классный руководитель здесь выступает центральной фигурой, он ближе всех педагогов стоит к школьникам и доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных дел в классе.
Если посмотреть на взаимодействие в рамках формирования социальных и жизненных компетенций у детей с ОВЗ, то можно увидеть модель комплексной системы сотрудничества. Это и педагоги, работающие в классе, и специалисты школы, администрация, родители - законные представители, классный руководитель, медицинские работники, представители учреждений дополнительного образования, библиотеки, музеи. Классный руководитель в этом случае берет на себя функцию организатора взаимодействия.
Мы часто слышим и произносим: Ребенок – что чистый листок. Что педагог на нем напишет, то в нем и будет. А вот и нет! Ребенок, придя в наше образовательное учреждение, уже приходит со своим жизненным опытом, со своим мнением, с чисто своей генетической закладкой. И самое страшное, что это чаще всего негативное, искаженное, отрицательное.
В своей работе рассматриваю пути реализации подходов формирования и укрепления социальных и жизненных компетенций учеников класса, т. е. какими методами, формами, технологиями и приемами я смогу сформировать определенные качества личности для того, чтобы ребенок с ОВЗ смог действовать в любой жизненной ситуации. Тема моего доклада: Использование современных технологий.
Мы знаем, что есть такие технологии, как:
o Информационно – коммуникационная технология
o Технология развития критического мышления
o Проектная технология
o Технология развивающего обучения
o Здоровьесберегающие технологии
o Технология проблемного обучения
o Игровые технологии
o Квест-технология
o Модульная технология
o Технология мастерских
o Кейс – технология
o Технология интегрированного обучения
o Педагогика сотрудничества
o Технологии уровневой дифференциации
В своей работе я использую :
1). На всех уроках здоровьесберегающие технологии. Это физминутки, динамические игры и паузы, упражнения для глаз, мимические упражнения, дыхательно-голосовые игры и упражнения, релаксация.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий-это сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья. Выбор, разнообразие и систематическое использование упражнений, игр устраняют перегрузки и сохраняют здоровье школьников. Особенно малышам необходим достаточный и рационально организованный двигательный режим.
o 2). Информационно – коммуникационная технология
Информационно- коммуникативные технологии (ИКТ) играют всё более важную роль в современном мире. ИТК помогает в работе на всех уроках.
Использование ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность учащихся; развивает мотивацию к обучению; развивает информационное мышление школьников; формирует информационно-коммуникативные компетенции; развивает навыки самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышает уровень комфортности обучения; снижает дидактические затруднения учащихся; повышение активность и инициативность на уроке и во внеурочной деятельности.
Компьютер -это средство наглядности в обучении учащихся, расширяет возможности учителя. У младших школьников наиболее развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы позволяют задействовать все каналы восприятия учебной деятельности. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Прослушивание сказок, стихотворений, песенок, рассказов в электронном варианте служит целью для демонстрации красоты звучащего слова, для привития любви к родному языку. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов. Применение ИКТ приводит к ряду положительных результатов.
• обогащает урок наглядностью;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор учащихся;
• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Обилие дополнительного материала в сети Интернет позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов.
3). Игровые технологии использую на всех уроках.
Использование игровых технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий.
Их применение способствует уже с первого класса формированию дружного коллектива, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде.
Одним из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе является применение игровой технологии на уроке. Игра — это естественная и щадящая для ребёнка форма обучения. Обучая с помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его воспринять. Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Назначение игр не сводится лишь к заполнению свободного времени, это надо помнить при организации и проведении игровых занятий на уроках. В зависимости от того, какие именно психологические свойства и качества, необходимые детям, они решают, какие образовательные и воспитательные цели развивают. Подбор игр должен быть осмысленным, последовательным, целенаправленным и выполненным в определённом порядке.
Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.
Дидактических игр придумано огромное количество. Я использую игровые моменты и игры на всех уроках. Это очень нравится детям. Они с удовольствием вовлекаются в игру, тем самым им более интересно и легко даётся новый материал, закрепление.
«Звёздное небо»
На доске изображение звёздного неба. Учитель предлагает посчитать звёзды на небе. Налетела тучка и закрыла звёзды. Затем тучку отодвигает и спрашивает6 «А сколько теперь звёзд» и т. д.
«Угадай»
Учащиеся угадывают, какое число стоит между двумя другими. Например:«Мой сосед справа.. ., мой сосед слева.. .». Кто живёт в домике справ, слева?
«Посади бабочку на цветок»
Дидактическая цель: закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 20.
На доске цветы, на лепестках записаны числа. У учащихся бабочки с примерами. Надо прикрепить бабочку на нужный цветок. Можно играть по командам.
Сложение и вычитание в пределах 100 наиболее сложный раздел программы, поэтому с целью формирования вычислительных навыков мы играем в такие игры как «Зоопарк», «Математический футбол», «Точно по курсу» и многие другие.
Игра «В гости к другу»отрабатывать правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение поддерживать беседу, приглашать на танец.
«Я принимаю гостей»отрабатывать умение встречать гостей, вежливо вести себя во время приема, организовать досуг приглашенных, выбирать нужные темы для разговора
«Я еду домой»отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке, покупки билета, обращения с просьбой к пассажирам и контролеру.
Групповая игра «Школа», которая позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развивать и корригировать речь, дает возможность работать в группе, избегая конфликтов.
Результатом проведения таких игр является то, что обучающиеся:
• уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками, не боятся, не замыкаются;
• получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей.
Это: конкурсы, выставки по декоративно-прикладному творчеству, викторины, КВН, путешествия, классные часы и воспитательные занятия, практические упражнения, беседы, проектная деятельность, экскурсии, встречи с интересными людьми, внеурочная деятельность, акции, турниры, игры, общешкольные мероприятия. Из схемы видно, что формы, методы и приемы разнообразны и любая методика работы обладает определенным активизирующим потенциалом, который необходимо знать и использовать.
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни.
Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.
Сюжетно-ролевая игра
Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях, ребята расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается, тем больше может быть уверенности у педагога, что дети используют полученные знания в новой или измененной ситуации.
«Я еду домой» отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке, покупки билета, обращения с просьбой к пассажирам и контролеру.
Групповая игра «Школа», которая позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развивать и корригировать речь, дает возможность работать в группе, избегая конфликтов.
Результатом проведения таких игр является то, что обучающиеся:
• уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками, не боятся, не замыкаются;
• получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей.
Практические упражнения
Практические виды деятельности являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения.
Необходимо больше использовать систему упражнений, которые каждый ребенок выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни.
Например, отрабатывать умение правильно мыть и вытирать или сушить руки, выбирать одежду по сезону, одеваться и переодеваться, учить выбирать подарки для друзей и родственников, изготовлять подарки своими руками, выполнять практические упражнения для укрепления осанки, вырабатывать красивую походку.
Значительное место в обучении социально - жизненной ориентировке отводится экскурсиям. Они носят не только познавательный характер. Необходимо строить их таким образом, чтобы дети выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.
Экскурсия в магазин
Познакомится с работой магазина, с его сотрудниками.
Учить находить нужный товар, различать отделы магазина, обращаться к продавцам магазина с вопросами. Отправляясь на каждую экскурсию, ребенок, помимо основных задач для всей группы, может получать персональное задание на карточке, которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например, узнать цены на какой – либо товар.
Экскурсия «Музей»Познакомиться с выставочным материалом музея.
Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся:
• овладевают навыками делового общения;
• получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
• не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
• умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях;
• накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
• вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
Беседа
Беседа является одним из основных методов учебно-воспитательного процесса, часто применяется в сочетании с другими видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождается беседа наглядным материалом. Обязательно использовать коррекционно- развивающие упражнения, без которых очень трудно выработать какой- либо навык.
Результатом использования данных заданий является то, что обучающиеся:
• лучше усваивают материал;
• повышается уровень усвоения воспитанниками социально-бытовых знаний;
• расширяется круг представлений об основных нуждах человека.
Внеклассная работа
Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы.
Большинство школьников с интеллектуальными нарушениями не владеют социальными навыками, а знания об обществе, которые у них имеются, примитивны и поверхностны. Привитие учащимся общекультурных компетенций происходит, в первую очередь, на классных часах и воспитательных занятиях, которые позволяют формировать такие компетенции, как обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа и умение ориентироваться в бытовой, культурной и досуговой сферах.
Общешкольные мероприятия подготавливают детей к включению в социум. Определение интегрированного обучения
Интегрированное обучение - это подход к образованию, который пересматривает традиционные границы между различными дисциплинами, объединяя их для более глубокого и целостного понимания учебного материала. Этот подход предполагает, что знания, умения и навыки изучаются в контексте их практического применения, что делает обучение более интересным и релевантным для студентов.
Сегодня мир меняется быстрее, чем когда-либо, и обучение должно соответствовать этим изменениям. Интегрированное обучение играет важную роль в современной образовательной системе, поскольку помогает студентам видеть связи между различными областями знания и применять их в реальной жизни.
Преимущества интегрированного обучения включают :
• Глубокое понимание материала: Интегрированное обучение помогает студентам понимать, как отдельные идеи соединяются в более крупные концепции.
• Развитие критического мышления: Этот подход обучения требует от студентов анализировать, сравнивать и синтезировать информацию из различных источников.
• Релевантность и применимость: Интегрированное обучение делает учебный материал более релевантным для студентов, показывая, как теория применяется на практике.
• Подготовка к будущему: В современном мире востребованы специалисты, способные видеть общую картину и работать в междисциплинарных командах. Интегрированное обучение подготавливает студентов к этому, развивая у них навыки междисциплинарного мышления.
Таким образом, интегрированное обучение - это мощный инструмент для подготовки студентов к успешной карьере и продуктивной жизни в мире, который постоянно меняется и развивается.
Каждый педагог должен знать, что формирование жизненной компетенции учащихся с ОВЗ это длительный процесс. Обучающиеся 2 класса находятся только в начале этого пути!
Таким образом, успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет педагог, создана ли система работы по формированию жизненных компетенций, сформирована ли положительная мотивация и насколько всё это интересует детей.
Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей в наших руках.