Марина Рындина
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников на примере подвига народа в Великой Отечественной войне
Доклад на конференцию к 75-летию Великой Победы «Этих дней не смолкнет слава…»
Рындина Марина Митрофановна
воспитатель
отделения дошкольного образования
«Детский сад «Теремок»
МАОУ «ОК «Лицей №3»
имени С. П. Угаровой»
город Старый Оскол
«Этих дней не смолкнет слава!»
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников на примере подвига народа в Великой Отечественной войне» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Отгремели давно бои Великой Отечественной войны. Но без памяти о тех лихих годах, о великой Победе нашего народа, немыслимы ни достоинство России, ни наша с вами сегодняшняя жизнь. И чтобы такое никогда не повторилось в будущем, патриотическое воспитание в системе современного дошкольного образования должно стоять на первых позициях. Педагогам необходимо воспитывать эти чувства у подрастающего поколения с самого раннего возраста.
Быть патриотом – это значит чувствовать неразделимую связь с Родиной, интересоваться, как любили и берегли ее наши предки - отцы и деды. Историческое прошлое нашей страны без темы войны будет неполным. Поэтому еще в детском саду детям нужно давать первую информацию об этих событиях.
Уже осталось очень мало ветеранов Великой Отечественной войны. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказывать о тех событиях. Поэтому мы должны рассказывать о той войне. Пока жива память о жертвенном подвиге нашего народа, о несгибаемой воле старших поколений, о мужестве и героизме защитников родной земли, мы будем единой семьей наследников Победы. Пусть для нас и для наших детей Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия.
У современных детей представления о войне, к сожалению, складываются не совсем верно. Ведь чаще всего они просматривают мультфильмы о супергероях, боевики, интересуются компьютерными играми. Война для них забавное шоу, приключение, игра. А это совсем не то, что есть в действительности. Тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что подразумевает достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Но, прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы :
-дать небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали Родину солдаты, о подвиге всего народа в целом;
- поговорить с ними о губительном характере войны.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны. [1, с. 4-5] Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о войне, когда они станут настоящими участниками подготовки и празднования таких знаменательных дат, как День Победы. Это знаменательный праздник для нашей страны. Его отмечают во всех городах, в каждой семье. Поэтому одна из задач педагогов – уделять больше внимания данной теме в календарном планировании, использовать разные формы и методы работы с воспитанниками.
В преддверии празднования 75-летия Дня Победы среди детей старшей группы мы провели опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал, что дети имеют очень скудные знания о героях войны, о причинах возникновения праздника. Было решено разработать и реализовать педагогический проект «Славный День Победы».
Мы определились, что, рассказывая о войне, необходимо выделять самое главное, не давать сразу много информации. А также, необходимо подбирать материал, адаптированный для детского восприятия.
Родители являются помощниками и единомышленниками в деле формирования патриотизма у дошкольников. Они откликнулись на просьбу принести в мини-музей хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Детям рассказали, кто, где и за что их получил. Маленькие патриоты должны знать свои корни и гордится, что в их семье был близкий человек, который защищал страну в годы Великой Отечественной войны.
Так в феврале 2020 г в группе был организован тематический уголок «Я помню! Я горжусь». Родители помогли нам в его организации. В нём мы расположили все накопленные материалы, рисунки и поделки по теме.
Вместе с детьми мы оформили альбом «Наша Великая Победа», в который разместили фотографии, иллюстрации времён войны, стихи и рассказы о героических судьбах, а также рисунки детей. В рамках проекта «Славный День Победы» были проведены следующие мероприятия: тематические беседы «Весточки с фронта» на основе реальных документов и занятия «Война глазами детей», «О героях Великой Отечественной войны», «Фронтовые песни». [2, с. 23-24]
Чтобы представления о войне, о защитниках Родины были полными, мы вместе с детьми посетили музей Воинской Славы в «Образовательном комплексе «Лицее №3» имени С. П. Угаровой». Ребята с вниманием слушали экскурсовода, который рассказывала о событиях военных лет.
В ходе осуществления проекта уделяли особое внимание творческому развитию детей. Дошкольники, применяя свое воображение, нарисовали военные картины. В ДОУ была проведена выставка детских рисунков «Миру - мир». Для сюжетно-ролевых игр родителями были сшиты комплекты военной одежды для мальчиков. Это вызвало интерес к образу воина – защитника родной земли. Мальчики в группе теперь охотно играют в сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Танкисты», «Летчики». В группе есть дидактические игры: «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника Российской армии», «Чья это форма». В играх воспитываем дружеские взаимоотношения у детей. Главная цель – сформировать в детях миролюбие, правильное отношение к войне.
Но самое ценное – это живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны. Накануне 75-летия Дня Победы в нашем детском саду прошёл праздник «И помнит мир спасенный!», на который пригласили ветеранов Великой Отечественной войны. В честь победителей дети читали стихи, исполняли песни о войне. С теплотой ветераны встретили ребят в военной форме, которые подарили им цветы и сувениры. Дети с восторгом смотрели на ордена и медали ветеранов.
Накануне Дня Победы детям продемонстрировали видеофильмы о войне. Кадры разрушенных городов и сел, фотографии военнопленных, детей военных лет, фильмы о взрывах, бомбежках мирного населения вызвали у наших детей огромное сочувствие людям той поры. В беседах, в ходе чтения художественной литературы, фотографий военных лет мы знакомим детей с подвигом советского народа, акцентируя их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать солдатам. [3, с. 16-17]
Цикл праздничных мероприятий в детском саду завершиться 9 Мая в день Победы, возложением цветов к Вечному огню и минутой молчания у памятника погибшим героям у Атаманского леса.
Реализованный проект «Славный День Победы» по повышению уровня патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность.
Созданы условия для формирования представлений об истории страны в годы Великой Отечественной войны, у детей сложилось понимание значения подвига защитников Родины в те тяжелые годы.
Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, кто своей жизнью показал, каким должно быть поколение победителей. Наш долг- помнить о тех суровых днях и героях войны. От нас зависит, будут ли помнить наши дети героев тех лет, будут ли гордится страной, в которой родились. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости, любви и уважения.
Список литературы:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Васильченко Н. Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н. Р. Васильченко. Дошкольная педагогика. 2009. – №5 (54).
3. Дошкольникам о защитниках Отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию. – М. : ТЦ “Сфера”, 2006.