Ольга Фритцлер
Музей в чемодане как эффективная форма патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
как эффективная форма патриотического воспитания
детей дошкольного возраста
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потёртый, забытый.
В нём хранятся обрывки историй.
«Ода о старом Чемодане»
Т. Лаврова
Публикация «Музей в чемодане как эффективная форма патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение необходимо уже с дошкольного возраста.
Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие культурно-просветительский и/ или досугово-развлекательный характер. Тогда как современность ставит перед родителями детей дошкольного возраста свои условия : их занятость и загруженность не всегда позволяют выделить время для похода в музей. При общении с детьми, к сожалению, нередко можно сделать вывод, что некоторые из них ни разу не были в музее и не представляют себе, что это такое.
В свою очередь, новые направления, появляющиеся и с успехом реализуемые в системе образования, способствуют осознанию необходимости присутствия музейной педагогики в образовательном процессе, её включению в процесс патриотического воспитания и интеллектуального развития подрастающего поколения.
Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание интересного музея в одной из подготовительных групп нашего дошкольного образовательного учреждения позволило решить данную проблему.
Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане». Особенность его создания состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности.
«Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира.
Целью создания «Музея в чемодане» является создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.
Задачами соответственно становятся следующие шаги.
1. Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
2. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
3. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства.
4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
5. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.
Педагог должен находиться в постоянном творческом поиске решения задач создания музея. Использование музейной педагогики в подобном развороте является одним из деятельных способов реализации интеграции образовательных областей и разнообразных видов деятельности.
Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки.
Музей «заехал» в старинный чемодан, отыскавшийся на даче воспитателя. После определения места размещения музея мы с воспитанниками группы определились с его профилем и направлениями работы. Выбор направлений рассматривали с точки зрения актуальности, возможности включения в работу музея каждого воспитанника, каждой семьи подготовительной к школе группы.
Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала неохотно включались в процесс, но потом стали спрашивать, проявлять интерес. Активнее приносили, конечно, предметы быта. По крупицам все же удалось собрать экспонаты для открытия «Музея в чемодане». Коллекции размещались в чемодане вместе с рисунками, текстами, фотодокументами, распечатанными слайдами, записями фильмов, творческими заданиями по темам. За два месяца воспитанниками группы «Гномики» и их семьями были собраны две коллекции экспонатов, а также подготовлены две образовательные экскурсии для детей 5-6 лет : коллекция старинных вещей, использовавшихся ранее в быту нашего народа, а также коллекция «75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне посвящается.».
Открыт «Музей в чемодане» был в феврале 2020 года — мы с ребятами презентовали его на фестивале образовательных практик, проходящем на базе нашего дошкольного образовательного учреждения. В роли экскурсоводов активно выступили дети моей подготовительной группы. И уже сейчас (в марте 2020 года) с уверенностью могу утверждать, что «Музей в чемодане» - это эффективная форма работы по воспитанию у детей патриотизма и нравственных установок. Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада.
Методический процесс создания и развития «Музея в чемодане» в детском саду оказался не менее увлекательным. Он включил в себя следующие содержательные этапы:
сбор экспонатов (тематических коллекций);
инвентаризацию коллекций, организованную совместно с детьми;
повышение знаниевой компетенции педагогов, родителей, дошкольников посредством изучения материалов коллекций;
использование электронных образовательных ресурсов, подбор сопутствующих материалов, художественно-дидактических пособий.
Всю работу по созданию «Музея в чемодане» с точки зрения последовательности разворачивания событий можно разделить на два этапа: подготовительный и деятельностный.
На подготовительном этапе мы совместно выбирали направления работы музея, обсуждая возрастные интересы детей; определяли перспективы создания коллекций и возможности их сбора и пополнения; определялись с оформлением чемодана и способами размещения экспонатов.
Разрабатывали приемы работы с коллекциями, конспекты экскурсий с использованием информации об экспонатах из коллекций, полученные исследовательским методом.
Деятельностный этап состоял в размещении музея в группе и оформлении старинного чемодана в соответствующей стилистике под каждую коллекцию экспонатов (музей мобилен, его можно перемещать, что позволяет рационально организовать пространство в группе, и несмотря на то, что музей достаточно часто находится в активной зоне, интерес к нему у детей сохраняется, а его изучение их не утомляет).
На данном этапе я постаралась испробовать всевозможные методы и приемы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея мы учитывали эту особенность.
Ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как известно многим, является игра: в ней ребенок не только смотрит, но и прикасается к жизни, производит пробы в познавательной деятельности. В игре он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть экспонат вблизи, произвести с ним определенные действия, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, - заинтересованность помогает легче усваивать содержательный материал. В старшем дошкольном возрасте высокая зрительная активность позволяет тщательно изучить музейные экспонаты, а стремление к общению подводит детей ко множеству вопросов по поводу формы, цвета, фактуры, что свидетельствует о готовности психологического восприятия коллекций.
Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:
наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы МБДОУ);
научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
доступности (все экспонаты доступны для детей).
Музей обладает уникальным потенциалом культурно-просветительской работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, а его экспонаты становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывают патриотические чувства и интерес к народному творчеству.
Участие в работе музея и знакомство с его экспонатами в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и никто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческие мысли, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности.
«Музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников.
Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в нашем музее.
1. В нашем музее нельзя шуметь : «Слушай сам и дай слушать другому».
2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.
3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место: «Сохрани историю для других».
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8. Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».
«Музей в чемодане» помог мне познакомить детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например: «время»,«культура», «история», «экспонат», «исследователь».
«Экспонат»- предмет, выставляемый на выставке, в музее.
«История» – изучение прошлого
В процессе его создания мы также уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников.
Таким образом, экспозиции «Музея в чемодане» в группах дошкольного учреждения позволяют вести разноплановую работу с детьми: применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственно образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.