Надие Хайтазова
Крымскотатарские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькие дети…играют, как птица поёт»
Н. К. Крупская
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них-жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.
Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, продолжают жить в играх детей.
Публикация «Крымскотатарские народные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Крым. Родной край
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей.
Народные игры доносят до нас символическую информацию о прошлом, передают подрастающему поколению традиции, менталитет народа. Кроме того, они, помогают малышам понять окружающий мир, развивать воображение и творческие наклонности.
История крымскотатарских игр связанна с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Крымскотатарские народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры.
Особое место в развитии духовных и физических сил крымскотатарских детей занимает подвижная игра, построенная на движениях. По словам И. Гаспринского, игра — это не только забава, играя, дети познают мир.
К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот.
У крымских татар игры имеют давнюю историю.
В прошлом ни одно событие общественного значения не проходило без игр и спортивных состязаний. В традиционном представлении крымских татар каждый человек должен владеть всеми видами народных игр и быть готовым к состязанию в любом соревновании. Большое место занимают игры и в народном фольклоре.
Входя активно в быт крымских татар на протяжении веков, народные игры не потеряли своего значения и в настоящее время. Они проводятся не только ради развлечений, но и с определенной целью: выявить наиболее сильных, ловких, мужественных, выносливых детей, подростков, юношей. Сложились определенные методы и приемы быстрого их освоения, которые способствовали достижению лучших результатов в физическом развитии детей, т. е. возникла своеобразная народная методика воспитания детей. Крымскотатарские игры классифицировались по возрастам для детей, подростков, юношей, отдельно существовали игры для девочек, девушек. Из поколения в поколение дети старшего возраста, взрослые обучали младших народным играм, передавали их неписаные правила.
Большое воспитательное значение имели игры с соревнованиями. В этом отношении представляют особый интерес крымскотатарские игры с метанием, толканием камня, лазаньем и переноской груза. Они помогают реализовать задачи физического воспитания. Применение игр-соревнований приучает детей к анализу своих движений, сравниванию своих действий с действиями других.
По содержанию все крымскотатарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Воспитательно-образовательное значение крымскотатарских народных игр в группах с крымскотатарским языком обучения и в билингвальных группах трудно переоценить. Именно поэтому педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.
При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
1. Возраст играющих.
2. Место для проведения игр.
3. Количество участников игры.
4. Наличие инвентаря для игр.
Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Народные крымскотатарские игры воспитывают у детей умение сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях, вырабатывать честность и дисциплинированность.
Целью использования народных игр при организации воспитательно-образовательного процесса в билингвальных и крымскотатарских группах является : формировать социальные навыки толерантного поведения, интерес к окружающим людям и их культурным традициям, готовность воспринимать позитивный социальный опыт, формировать этнические стереотипы, желание познать людей и делать добрые дела.
Задачи:
- обеспечить возможности для удовлетворения в игре социальных, познавательных и эстетических потребностей детей;
- создавать развивающую предметно - игровую среду, содержащую в себе характерные элементы культур людей, проживающих в Крыму;
- расширить представления детей о Крыме, его природе, людях;
-способствовать возникновению в играх дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, учить детей самостоятельно договариваться друг с другом, распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликтные ситуации;
- создавать условия для формирования половой идентификации и национальной идентичности каждого ребенка.
С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность, решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память и внимание, закрепляются полезные навыки, дети закрепляют язык.
Приоритетным является значение народных игр в процессе обогащения активного словаря детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в ходе такого вида деятельности аккумулируются слова-знаки крымскотатарской народной культуры – многозначные понятия-символы, которые являются своеобразными средствами передачи информации от поколения к поколению.
Через овладение словами-знаками происходит усвоение детьми национальной культуры. Народная игра в дошкольном образовании имеет многоаспектное развивающее-воспитательное воздействие. Анализ детских игр показал, что те игры, процессуальный компонент которых построен как воспроизведение определенного устойчивого текста, дают возможность обогащать активный словарь детей новой лексикой и активизировать её в речи на репродуктивном уровне.
Игры, в процессе которых дети путем межличностного ролевого общения свободно пользуются накопленным словарным запасам (преимущественно творческие игры, способствуют решению задачи укрепления начальных умений общаться на языке.
Условная классификация крымскотатарских народных игр :
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ («Колечко»/«Юзюк», «Игра с мячом»/«Топ оюны», «Догонялки»/«Къувалама» («Мермерша», «Овца убежала»/«Къой къачты», «Рыба пропала!»/«Батты балыкъ», «Птичка»/«Къушчыкъ»)
Это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой является наличие четко сформулированных правил и установки на победу. В подвижных играх много шуток, соревновательного задора; часто они сопровождаются заманчивыми и любимыми считалками и жеребьевками.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ («Зайчик»/«Тавшанчык»)
Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ «Игра в ладони»/«Авуч оюну»
Среди распространённых крымскотатарских народных игр можно выделить следующие:
Например, игра «Рыба пропала»/«Батты балык!» или «Угадай кто это?»/«Шамар оюны», не требуя большого физического напряжения, тренирует точные и быстрые координированные движения. Она доступна детям старшего дошкольного возраста, правила игры просты :
Играющие садятся кругом. По жребию, или уговору выбирают водящего. Он берет пояс и, бегая с ним сзади сидящих, старается незаметно его кому – нибудь подбросить. Подбросив пояс кому – то из детей, он кричит: «Батты балык! Батты балык!» и стремительно бежит прочь от него. Тот игрок, которому подбросили пояс, должен его нащупать, быстро взять, вскочить и бежать по кругу за водящим. При этом он старается коснуться его поясом, прежде чем успеет трижды обежать вокруг всех сидящих. В случае касания он садится на свое прежнее место, а водящий опять должен подбросить пояс кому - либо. Если подброшенный пояс не был своевременно замечен и подбросивший его ускользнул от касания, то он садится на место зазевавшегося. Зазевавшийся должен оставить свое место и идти прятать пояс.
Крымскотатарские дети играли в древнейшую игру с костями - ашыки. В этой игре использовались кости (ашыки) мелких животных (коз, овец). В каждом районе или деревне существовали свои особые названия сторон ашыка и правила игры.
Например, один из вариантов:
Один бросает на землю ашык, другой бьёт его своим битком со своего места. Если попадает, то берет ашык себе, а если нет, то оставляет свой ашык на месте, а в него начинает бить со своего места уже первый играющий. Если играют несколько человек, то после второго в ашык первого бьёт третий, в ашык третьего бьёт четвёртый и так далее, пока не попадут, и уже после всех в ашык последнего бьёт первый.
В организации современной игры «Ашык» можно использовать предметы-заместители. Это могут быть небольшие цветные объёмные геометрические фигуры и т. п.
В командной игре «Догонялки» (Къувалама или Мермерша) дети имеют возможность проявить свои индивидуальные особенности, умело сочетая их с интересами коллектива. Игра вырабатывает такие ценные качества, как ловкость, смелость, быстроту и силу, чувство коллективизма и волю к победе. В нее может играть неограниченное количество участников, ее можно использовать на спортивных праздниках.
Игра не направленная, проходящая стихийно, не всегда может служить полноценным средством воспитания. Поэтому особая роль при организации игр с детьми дошкольного возраста отводится педагогу.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении наряду с программными играми в работе с детьми широко используются крымскотатарские народные игры. Воспитатели проводят их на прогулках, физкультурных и музыкальных занятиях, спортивных праздниках и утренниках.
Изучение эффективности проведенной работы позволяет сделать вывод, что эти игры способствуют успешному решению основных задач воспитания дошкольников.
Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту деятельность, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.
Крымскотатарские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Надеемся, что вам понравится играть с детками и это станет вашей доброй традицией! Удачи!