Папки-передвижки

Крымскотатарские народные игры

Надие Хайтазова
Крымскотатарские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы

«Маленькие дети…играют, как птица поёт»

Н. К. Крупская

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них-жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, продолжают жить в играх детей.

Публикация «Крымскотатарские народные игры» размещена в разделах

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей.

Народные игры доносят до нас символическую информацию о прошлом, передают подрастающему поколению традиции, менталитет народа. Кроме того, они, помогают малышам понять окружающий мир, развивать воображение и творческие наклонности.

История крымскотатарских игр связанна с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Крымскотатарские народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры.

Особое место в развитии духовных и физических сил крымскотатарских детей занимает подвижная игра, построенная на движениях. По словам И. Гаспринского, игра — это не только забава, играя, дети познают мир.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот.

У крымских татар игры имеют давнюю историю.

В прошлом ни одно событие общественного значения не проходило без игр и спортивных состязаний. В традиционном представлении крымских татар каждый человек должен владеть всеми видами народных игр и быть готовым к состязанию в любом соревновании. Большое место занимают игры и в народном фольклоре.

Входя активно в быт крымских татар на протяжении веков, народные игры не потеряли своего значения и в настоящее время. Они проводятся не только ради развлечений, но и с определенной целью: выявить наиболее сильных, ловких, мужественных, выносливых детей, подростков, юношей. Сложились определенные методы и приемы быстрого их освоения, которые способствовали достижению лучших результатов в физическом развитии детей, т. е. возникла своеобразная народная методика воспитания детей. Крымскотатарские игры классифицировались по возрастам для детей, подростков, юношей, отдельно существовали игры для девочек, девушек. Из поколения в поколение дети старшего возраста, взрослые обучали младших народным играм, передавали их неписаные правила.

Большое воспитательное значение имели игры с соревнованиями. В этом отношении представляют особый интерес крымскотатарские игры с метанием, толканием камня, лазаньем и переноской груза. Они помогают реализовать задачи физического воспитания. Применение игр-соревнований приучает детей к анализу своих движений, сравниванию своих действий с действиями других.

По содержанию все крымскотатарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Воспитательно-образовательное значение крымскотатарских народных игр в группах с крымскотатарским языком обучения и в билингвальных группах трудно переоценить. Именно поэтому педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих.

2. Место для проведения игр.

3. Количество участников игры.

4. Наличие инвентаря для игр.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Народные крымскотатарские игры воспитывают у детей умение сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях, вырабатывать честность и дисциплинированность.

Целью использования народных игр при организации воспитательно-образовательного процесса в билингвальных и крымскотатарских группах является : формировать социальные навыки толерантного поведения, интерес к окружающим людям и их культурным традициям, готовность воспринимать позитивный социальный опыт, формировать этнические стереотипы, желание познать людей и делать добрые дела.

Задачи:

- обеспечить возможности для удовлетворения в игре социальных, познавательных и эстетических потребностей детей;

- создавать развивающую предметно - игровую среду, содержащую в себе характерные элементы культур людей, проживающих в Крыму;

- расширить представления детей о Крыме, его природе, людях;

-способствовать возникновению в играх дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, учить детей самостоятельно договариваться друг с другом, распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликтные ситуации;

- создавать условия для формирования половой идентификации и национальной идентичности каждого ребенка.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность, решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память и внимание, закрепляются полезные навыки, дети закрепляют язык.

Приоритетным является значение народных игр в процессе обогащения активного словаря детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в ходе такого вида деятельности аккумулируются слова-знаки крымскотатарской народной культуры – многозначные понятия-символы, которые являются своеобразными средствами передачи информации от поколения к поколению.

Через овладение словами-знаками происходит усвоение детьми национальной культуры. Народная игра в дошкольном образовании имеет многоаспектное развивающее-воспитательное воздействие. Анализ детских игр показал, что те игры, процессуальный компонент которых построен как воспроизведение определенного устойчивого текста, дают возможность обогащать активный словарь детей новой лексикой и активизировать её в речи на репродуктивном уровне.

Игры, в процессе которых дети путем межличностного ролевого общения свободно пользуются накопленным словарным запасам (преимущественно творческие игры, способствуют решению задачи укрепления начальных умений общаться на языке.

Условная классификация крымскотатарских народных игр :

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ («Колечко»/«Юзюк», «Игра с мячом»/«Топ оюны», «Догонялки»/«Къувалама» («Мермерша», «Овца убежала»/«Къой къачты», «Рыба пропала!»/«Батты балыкъ», «Птичка»/«Къушчыкъ»)

Это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой является наличие четко сформулированных правил и установки на победу. В подвижных играх много шуток, соревновательного задора; часто они сопровождаются заманчивыми и любимыми считалками и жеребьевками.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ («Зайчик»/«Тавшанчык»)

Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ «Игра в ладони»/«Авуч оюну»

Среди распространённых крымскотатарских народных игр можно выделить следующие:

Например, игра «Рыба пропала»/«Батты балык!» или «Угадай кто это?»/«Шамар оюны», не требуя большого физического напряжения, тренирует точные и быстрые координированные движения. Она доступна детям старшего дошкольного возраста, правила игры просты :

Играющие садятся кругом. По жребию, или уговору выбирают водящего. Он берет пояс и, бегая с ним сзади сидящих, старается незаметно его кому – нибудь подбросить. Подбросив пояс кому – то из детей, он кричит: «Батты балык! Батты балык!» и стремительно бежит прочь от него. Тот игрок, которому подбросили пояс, должен его нащупать, быстро взять, вскочить и бежать по кругу за водящим. При этом он старается коснуться его поясом, прежде чем успеет трижды обежать вокруг всех сидящих. В случае касания он садится на свое прежнее место, а водящий опять должен подбросить пояс кому - либо. Если подброшенный пояс не был своевременно замечен и подбросивший его ускользнул от касания, то он садится на место зазевавшегося. Зазевавшийся должен оставить свое место и идти прятать пояс.

Крымскотатарские дети играли в древнейшую игру с костями - ашыки. В этой игре использовались кости (ашыки) мелких животных (коз, овец). В каждом районе или деревне существовали свои особые названия сторон ашыка и правила игры.

Например, один из вариантов:

Один бросает на землю ашык, другой бьёт его своим битком со своего места. Если попадает, то берет ашык себе, а если нет, то оставляет свой ашык на месте, а в него начинает бить со своего места уже первый играющий. Если играют несколько человек, то после второго в ашык первого бьёт третий, в ашык третьего бьёт четвёртый и так далее, пока не попадут, и уже после всех в ашык последнего бьёт первый.

В организации современной игры «Ашык» можно использовать предметы-заместители. Это могут быть небольшие цветные объёмные геометрические фигуры и т. п.

В командной игре «Догонялки» (Къувалама или Мермерша) дети имеют возможность проявить свои индивидуальные особенности, умело сочетая их с интересами коллектива. Игра вырабатывает такие ценные качества, как ловкость, смелость, быстроту и силу, чувство коллективизма и волю к победе. В нее может играть неограниченное количество участников, ее можно использовать на спортивных праздниках.

Игра не направленная, проходящая стихийно, не всегда может служить полноценным средством воспитания. Поэтому особая роль при организации игр с детьми дошкольного возраста отводится педагогу.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении наряду с программными играми в работе с детьми широко используются крымскотатарские народные игры. Воспитатели проводят их на прогулках, физкультурных и музыкальных занятиях, спортивных праздниках и утренниках.

Изучение эффективности проведенной работы позволяет сделать вывод, что эти игры способствуют успешному решению основных задач воспитания дошкольников.

Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту деятельность, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Крымскотатарские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Надеемся, что вам понравится играть с детками и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Народные игры родителей с ребенком 3 лет»Фотоотчет «Народные игры родителей с ребенком 3 лет» «Народные игры родителей с ребенком 3 лет» С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром.

Народные игры зимой Башкирская народная игра «Липкие пеньки». Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают.

Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные»Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.

Фотоотчет о проекте «Русские народные игры»Фотоотчет о проекте «Русские народные игры» На подготовительных группах прошел краткосрочный проект «Русские народные игры» Целью проекта было обогащение знаний детей народным играм.

Консультация «Возродим народные игры» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения,.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Народные игры для дошкольниковНародные игры для дошкольников Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы.

Народные подвижные игры для дошкольников Как правило, малыши быстро утомляются, не могут сидеть долго и фиксировать внимание на чем-то одном. Проводите самые простые, но достаточно.

Подвижные народные игрыПодвижные народные игры Потяг (белорусская народная игра) Игра с перетягиванием есть почти у каждого народа, но в Белоруссии она проводится по-особому и называется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Крымскотатарские народные игры
Опубликовано: 18 мая 2023 в 13:05
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Крымскотатарские народные игры» (включая файлы) размещена пользователем Надие Хайтазова (УИ 75122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД